К КАКОМУ РЕЗУЛЬТАТУ МЫ ДОЛЖНЫ СТРЕМИТЬСЯ?! СИГНАЛЫ СТРЕССА ВО ВРЕМЯ ТРЕНИРОВКИ.

Когда мы начинаем заниматься с собакой каким-либо видом тренировки. Будь-то аджилити, фризби, фристайл, поисковая работа, послушание и т.д. То, на мой взгляд, обучение должно быть построено так, чтобы процесс доставлял неподдельное удовольствие для всех участников, был настоящей игрой. А игра может быть полезной только при одном условии, если каждый из участников может принимать решение, когда выйти из нее. Когда игра перестает быть понятной или интересной, когда кто-то превышает предел допустимой эмоциональной или физической нагрузки, то она перестает быть полезной и не развивает участников.

Довольно часто получается так, что не собака выбирает интересный и необходимый для ее развития вид занятия. А за нее это делает хозяин, которому по душе тот или иной вид спорта, работы. Возможно, в этом нет ничего плохого. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что каждая собака индивидуальна даже внутри своей породы. И имеет полное право сделать выбор своего занятия. Для этого можно аккуратно пробовать различные виды тренировок и наблюдать за реакцией собаки, как в краткосрочной перспективе, так и долгосрочной. Т.е. отслеживать изменения физического и эмоционального состояния во время самого процесса обучения, так и после тренировки. Наблюдать за тем, с каким настроением собака приходит на следующую тренировку. И тогда уже делать выводы – нравится ли ей такое занятие или нет.

Я не хочу никого направлять или переубеждать, тем более давать советы. Но, если мы, действительно, любим свою собаку и думаем о ее здоровье, благополучной жизни, то должны руководствоваться стремлением: «Не собака для какой-то работы или спорта, а вид спорта или работы для конкретной собаки». Мы не должны забывать, что собака является подневольным участником процесса обучения, она не всегда может добровольно выйти из процесса для того, чтобы просто немного отдохнуть или заняться своим делом. У хорошего тренера или хозяина животное может себе это позволить, ее сигналы замечают вовремя и дают возможность собаке расслабиться немного или переключиться на другую деятельность. Тогда и основное занятие будет нравиться собаке, и процесс обучения будет максимально эффективным. По-моему, каждый из нас ожидает именно такого результата: здоровая во всех отношениях, счастливая, уверенная в себе собака и хорошие результаты в том или ином виде занятия.

Для того, чтобы отмечать состояние собаки во время процесса обучения нужно не так уж много. Быть чутким, внимательным и знать, какие сигналы стресса демонстрирует собака, когда ей необходима небольшая пауза или длительный отдых.

Почему мы говорим о стрессе во время тренировки?! Потому что стрессовая реакция возникает при любом изменении/движении в равновесии (гомеостазе) организма животного. Происходят изменения в химии мозга и других частях тела необходимые для качественной «работы». Повышается артериальное давление, происходит ускорение синтеза глюкозы для получения энергии, которую задействуют нервные клетки (нейроны), вырабатываются эндорфины, чтобы «помочь» мозгу справиться с новым уровнем нагрузки или боли, вырабатывается адреналин, чтобы стимулировать центрально-нервную систему, повышается уровень кортизола, чтобы сделать организм более устойчивым к стрессовой реакции.

Не буду сейчас описывать весь нейрофизиологический механизм стрессовой реакции, остановлюсь только на том, что она необходима и неизбежна. И не стоит бояться того, что собака демонстрирует сигналы стресса. Стресс необходим для развития и последующей адаптации к определенному уровню и виду нагрузки. Главное, чтобы в отношении собак величина и интенсивность стрессовых факторов была контролируемой с нашей стороны.

Для этого наблюдайте за собакой. Она может зевать, облизываться. Или, например, захочет вываляться в траве, чтобы сбросить напряжение. Нюхать землю. Тяжело дышать, хотя на улице довольно прохладно. Аккуратно проведя по ее спине, Вы можете ощутить дрожь в теле или заметить, как дергается одна из ее лап. У кобелей бывает эрекция кончика пениса. Наблюдайте за ртом собаки – возможно, уголки ее губ натянуты. Также собака может делать быстрые еле заметные движения языком, как бы облизываясь. Это, конечно, не полный перечень сигналов стресса, которые демонстрирует собака во время тренировки. Вы можете самостоятельно дополнять этот ряд, исходя из особенностей Вашей собаки.

Главное, чтобы мы замечали такие сигналы стресса и делали своевременные паузы, перерывы. Они могут быть от нескольких секунд до полного прекращения процесса обучения. В зависимости от частоты демонстрации таких сигналов. Не стоит доводить тренировку до того момента, когда собака начнет часто ошибаться или вообще откажется работать. Это говорит о том, что мы пропустили тот момент, когда нужно было просто немного отдохнуть, расслабиться.

Удачи! Не забывайте о том, что конечный результат – это не скорость прохождения трассы или супер-прыжок с тарелочкой, не то, как собака умеет ходить рядом или находит человека в развалинах. Конечный результат – это здоровая, гармонично развитая, счастливая собака!

Что можно прочитать по этой теме:

1. Кларисса фон Райнхардт, Мартина Нагель. Стресс у собак. Издательство Догфренд Паблишерс.
2. Жуков Д.А. Биология поведения. Гуморальные механизмы.
3. Браун Стюарт, Воган Кристофер - Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье.

Автор: Aнтон Волков, тренер собак