Этап #1
Звонок
1. Посмотрите внимательно на свое животное. Выдохните, успокойтесь и посмотрите еще раз. Потом посмотрите на часы. Если вы считаете состояние зверя критическим - или близким к таковому, звоните своему врачу. Не важно сколько времени - если врач выдал вам номер своего мобильного телефона и индульгенцию на круглосуточный доступ к мозгу, он не рассердится и не пошлет вас далеко. Доктор, который не хочет общаться по ночам с клиентами, просто отключит телефон или обозначит временные рамки звонков . Однако, помните, что все мы люди - врачи не исключение, посему наша совесть вполне может крепко спать вместе с нами. Ну, или мы можем не сразу услышать звонок. Если "доктор_все_плохо" - дозванивайтесь, а, дозвонившись, убедитесь, что вас не только слушают, но еще и понимают что вы говорите.
На всякий пожарный случай - что нужно считать экстренным состоянием:
- остановка сердца и/или дыхания
- судороги и любая другая внезапно случившаяся неврологическая симптоматика (расстройство координации, внезапная слепота, ступор, кома, паралич или парез конечностей, нистагм, миоз, мидриаз и др.)
- резкая анемичность (бледность), цианоз (посинение) или иктеричность (желтушность) слизистых оболочек
- травма (данный пункт касается травм, опасных для жизни - переломов, серьезных ожогов, серьезных покусов и др. По поводу царапин можете выдохнуть). Любая автотравма, падение из окна, синдром хронического сдавливания (кот застрял в стеклопакете) и далее по аналогии - повод немедленно разбудить вашего доктора.
- частая рвота (особенно - неукротимая, еще более особенно - кровью или черного цвета)
- внезапно начавшаяся сильная диарея (особенно - напоминающая зловонный фонтан, не менее особенно - кровавый фонтан или опять-таки черный цвет)
- отсутствие мочеиспускания
- неожиданно появившиеся кровоизлияния на слизистых оболочках, коже, а также непонятно откуда взявшиеся гематомы
- признаки анафилактического шока или отека Квинке (состояние "тряпочка", низкая температура, крапивница, внезапно развившиеся отеки - морды, шеи, подгрудка, лап, рвота и т.д.)
- очень низкая (ниже 37 градусов) или очень высокая (40 и выше) температура
- затянувшиеся роды
- отравление (пестицидами, лекарственными препаратами, бытовой химией и др.)
- проблемы с дыханием (одышка, цианоз, сильный кашель, приступы удушья)
- острая боль.
2. Если у вашего животного "какое-то пятнышко на мордочке" или стул с прожилками крови - это ждет до утра. Извивающийся гельминт в какашке или скачущая по морде блоха - тем более. Больные ушки, сопли, текущие глазки, однократная рвота, облысевший хвост, выпадающая шерсть, мягкий стул, запах из пасти и т.д. и т.п. - до утра однозначно. Понимаю что вы волнуетесь за своего питомца, но, проснувшись в четыре утра на "доктор, у нас полный ахтунг - у Васи коготь врос", я буду похожа на героя русской народной сказки - Лихо одноглазое. Вам не понравится, гарантирую.
3. Дозвонившись до врача, спросите может ли он говорить. Иногда у доктора есть только пара минут - пока пациент капается, например. Если вам обозначили временные рамки разговора, постарайтесь в них уложится или не обижайтесь когда врач резко попрощается. Если в оговоренные две минуты вы свою проблему гарантированно не обсудите, придется перезвонить. Исключение составляют ситуации из п.1.
4. Если вы постоянный клиент, идентифицируйтесь, пожалуйста. Я намеренно не написала "представьтесь" - врачи редко запоминают клиентов по именам. Это не признак неуважения к вам лично - это просто профессиональная деформация. Вместо "здрасте, я Лена", вполне сойдет "здрасте, это такс Викентий с атопией". У меня очень много клиентов, Лена - имя распространенное, а вот такс Викентий - он такой один. Если телефон доктора вам достался по линии сарафанного радио, не нужно долго и нудно рассказывать кто вам его дал - врачу это редко интересно.
5. Четко изложите проблему и ответьте на возникшие у врача вопросы. Честно ответьте. Даже если правда неприглядна, в данном случае она всегда лучше причесанной лжи. Очень плохо, что вы не обратились к врачу две недели назад - когда проблема только появилась, но доктор должен точно знать как развивалось заболевание. Это важно.
Не нужно лишней информации - не стоит рассказывать родословную вашего котика до седьмого колена и о своих проблемах с родственниками, если это не касается текущего заболевания напрямую.
И не стоит смущаться, если заболевание затрагивает мочеполовую сферу. Оттого, что вы назовете член - членом или влагалище - влагалищем, ваша карма не ухудшится, а врачу будет проще разобраться в ситуации. "У него выделения ОТТУДА" - фраза, вынуждающая задавать вам лишние вопросы и терять время, ваше и врача.
Вы должны сказать:
- вид животного, пол, возраст
- что беспокоит сейчас
- как развивались симптомы заболевания
- проведенная диагностика и/или лечение - ежели таковые имели место быть.
Эта информация нужна для того, чтобы мы знали какой набор медикаментов и расходных материалов с собой брать.
6. Вызов ветврача на дом - удовольствие не из дешевых, поэтому заранее обговорите примерный "масштаб трагедии". Точную стоимость вызова обычно сказать сложно - для этого нужно видеть животное. Однако, учитывая п.5, вполне можно прикинуть диагностический и лечебный план, что позволит рассчитать приблизительный максимум и минимум. Если у вас финансовые проблемы, заранее обсудите с врачом что нужно сделать в первую очередь, а что может подождать.
7. Если доктор отказывается приезжать к вам на дом, а, наоборот, срочно посылает в клинику, не обижайтесь, а скажите спасибо и езжайте в клинику. Критических пациентов не лечат на дому. Если ваш кот выпал из окна, вас направят в клинику, ибо нужен рентген и узи - как минимум. Если у вашей кошки терминальная стадия почечной недостаточности - аналогично, потому в данном случае понадобится круглосуточная инфузионная терапия. Ортопед не поедет к вам гости собирать перелом - это нонсенс. Есть еще одна причина по которой ваш доктор может отказаться к вам приехать: ваша ситуация - это не его специализация или он недостаточно квалифицирован в данном вопросе. В подобных случаях мы рекомендуем соответствующих специалистов. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием - нельзя знать и уметь все. В некоторых случая звонок вашему врачу нужен исключительно для того, чтобы знать в какую клинику и к какому врачу обращаться.
8. Если вы не смогли дозвониться до вашего врача, подождите немного. Вполне возможно, что доктор на вызове. Или заскочил перекусить. Или ... короче, доктор занят. Не нужно набирать его номер каждые две минуты - это раздражает. Пошлите смс, позвоните через полчаса-час или дождитесь пока врач перезвонит сам.
Этап #2
Районы, кварталы, жЫлЫе массивы
1. Предупреждайте, пожалуйста, о приятных неожиданностях. Как то: закрытая из-за дорожных работ улица, пробка от той улицы и до обеда, невозможность заехать в охраняемый двор, неработающий домофон и т.д.
2. Если на вашем доме нет опознавательных знаков в виде таблички с номером и названием улицы, мы будем крайне рады четким ориентирам. Цвет здания, его этажность, наличие вывесок очень помогут в поисках.
Этап #3
Поймай меня, если сможешь
1. Ваш котик крайне осторожен с незнакомцами - то бишь фиг его вынешь из-под дивана? Это не проблема. Только сообщите об этом факте заранее, поскольку четко рассчитанный график иногда летит к чертям из-за того, что приходится выуживать пациента из труднодоступных мест. А еще лучше, если вы заблаговременно запрете своего интроверта там, где его легко можно будет поймать.
2. Ваш котик крайне агрессивен с незнакомцами? Тоже не катастрофа - если вы опять-таки заранее предупредите врача. Наши пациенты кусаются, царапаются и могут попИсать на доктора - мы об этом знаем. Но, вооруженный предупреждением врач, возьмет с собой, например, толстые перчатки или сумку-фиксатор.
3. Владельцам собак - отдельная просьба: подготовьте, пожалуйста, намордник. Я не боюсь собак. Более того - я их люблю. Но доберман, чуть не откусивший мне нос, и ротвейлер, чуть не оттяпавший мне полруки, видимо, об этом не знали. Даже если ваш пёсик - лапочка и душка, мухи в жизни не обидел, это не гарантирует примерного поведения при осмотре, потому как осмотр может сопровождаться неприятными, а иногда и болезненными ощущениями. Термометрия (да-да, градусник в попу!), чистка параанальных желез, забор крови и другие манипуляции вполне могут не понравится вашему питомцу. И я могу его понять. Целый, комплектный доктор - гораздо приятнее матерящегося инвалида, поверьте.
4. Последний пункт касается фиксации. Уважаемый владелец! Помните, что вы не в клинике, где есть студенты, ассистенты, коллеги-врачи и администратор до кучи. У себя дома вы можете рассчитывать только на себя или своих домочадцев. Врач не Шива - многорукий и не может ставить катетер, одновременно фиксируя животное. Нет, вашему коту не больно - просто коты не терпят насилия над собой. Да, ему неприятно. Нет, вы его не задушите. Нет, он там не умер. Если манипуляция болезненна, вас предупредят об этом заранее. Если у доктора есть хотя бы малейшее подозрение в стабильности пациента, он скорее всего заметит это раньше вас и начнет предпринимать соответствующие телодвижения. Надежная фиксация не только убережет вас и вашего врача от нежелательных последствий в виде покусов и царапок, но и позволит сократить время визита. Одно отверстие в вене при заборе крови гарантированно лучше истыканных иголкой лап.
Ну и p.s.
Иногда мы чего-то не знаем. Это нормально, ибо мы тоже люди.
Иногда у нас что-то не получается. Это тоже нормально и по той же причине. Бывает такой вот "не день Бэкхэма", когда все валится из рук и простейшие процедуры превращаются в квест.
Иногда мы ошибаемся - причина все та же. Банально, но не ошибается тот, кто ничего не делает.