Те из нас, кто не так давно завёл свою первую собаку, часто теряются в огромном море информации, которую можно найти и услышать. Как учить щенка, чему учить щенка?
Давайте начнём разбираться.
Для начала вам нужно знать чего вы хотите достичь в итоге. Это нужно знать еще когда вы только собаку выбираете, но опустим этот момент. Ответьте себе на простой вопрос. Ваша собака будет сдавать ОКД/ЗКС/Заниматься IPO/Аджилити и т.д.? Лучше чтобы на что-то из возникнувших в голове вариантов вы ответили Да. К примеру, вы будете заниматься фрисби. Ну или каникросом. Пусть даже любительски. А может и сдавать нормативы. Только всегда помните, в чем смысл для вас. Сдавать ОКД для галочки не имеет смысла, а вот научить собаку играть с вами во фрисби имеет, чтобы разнообразить жизнь собаки и дать выход её энергии.
Но вот перед вами пушистый(или нет) щенок. Он ведь еще совсем ребёнок, зачем его нагружать? На этом этапе многие владельцы щенят ошибаются, очеловечивая зверёнышей и думая, что им еще рано «идти в школу». Ваш щенок всё равно будет учиться. Хотите вы того, или нет, но он привыкнет натягивать поводок, игнорировать вас на прогулках, утыкаясь носом в землю, убегать за голубями и к собакам поиграть.
Он также научится лаять при выходе во двор, скулить в ваше отсутствие, портить вещи и подбирать всякую гадость с земли.... А вы в это время будете смотреть и думать, что детёныш слишком мал, чтобы его нагружать командами.
Вопрос только в том, откуда берётся это убеждение о том, что дрессировка - зло. Что дрессировка делает из собаки робота и до неё еще дорасти нужно. Я вот знаю откуда. Из методов. Устаревшие методы воспитания собак приказывают нам чуть что трепать малыша за холку, кричать, бить по носу, щипать, дёргать поводок, одевать ошейник с шипами, электро-шоковый ошейник и т.д. Но зачем?
Ведь так, или иначе, мы просто учим малютку понимать человеческую речь(её часть) и правильно вести себя в нашей семье. Любая его ошибка не от злого умысла, а просто от незнания.
И вот именно тут можно бы и очеловечить собаку, представив, как школьнику за незнание алфавита начинают давать подзатыльники. И вот сидит этот школьник и боится назвать очередную букву, за что тоже получает подзатыльник(в случае с собаками последствия ошибок часто более жесткие). Но ведь он от этого не узнает как же правильно.
Так же и со щенком. Его воспитание начинается с первого дня в доме. С первых же часов он начинает узнавать границы дозволенного. И да, он ошибается. К примеру, делает лужу не там, где вы разрешили. Но откуда ему это знать заранее? Кто виноват? Виноваты исключительно вы. Так как только вы могли заранее предусмотреть ситуацию и положить пелёночку рядышком, поставить щенка на неё, или вынести во двор после еды и похвалить за справление нужды.
Что запомнит про вас щенок в таком случае? Что хозяин одобряет хождение в туалет во дворе(к примеру), что хозяин сильный и умный.
А при наказании? Да, щенок снова считает вас сильным, но уже теряется доверие и вообще желание понимать, ведь щенка ругают за его естественную потребность.
Итак, думаю, из всего этого можно было сделать вывод о выборе методов обучения.
А теперь про возраст. Для чего же вы собрались ждать 4 месяцев? Или 6? Чтобы потом ИСПРАВЛЯТЬ поведение щенка, менять правила? Ведь он уже запомнил, что и как. А тут вдруг приходит хозяин и резко переворачивает всё привычное с ног на голову.
А если начать воспитание сразу? У вас сразу будет формироваться собака с правильным поведением. А дрессировка?
Дрессировка это весело и увлекательно для обоих сторон при правильном подходе. Опять таки, тут всё зависит ТОЛЬКО от вас. Больше ни от кого.
Превратите её в игру, искренне радуйтесь успехам щенка. Ведь он просто учит буквы и никакого принуждения вы не применяете, не так ли? Чтобы малыш подбегал по команде мы используем весёлый голос, приседаем на корточки и ооочень бурно хвалим за подход. Щенок радуется, ведь его хозяин так им доволен и запоминает «Ко мне» = угощение, похвала, радость.
Чтобы малыш не тянул поводок - мы опять таки весело его зовём и резко поворачиваем в другую сторону. Что запомнил щенок? Что лучше держаться возле хозяина на случай резкой смены направления и что натягивание поводка не ускоряет приближение к желанному объекту.
А Рядом? Мы просто ведём малыша за кусочком, поощряя правильное положение. Что запоминает щенок? Возле хозяина так хорошо! А если идти совсем близко - хозяин очень доволен и даём много вкусностей.
Кстати, о вкусностях, вы же помните, что наша дрессировка это игра для щенка? Так вот, занятия за кусочек всегда нужно чередовать с играми. Весёлыми и задорными. И в этих играх щенок тоже получит массу знаний. К примеру о том, что если "добыча" поймана - нужно скорее нестись к хозяину и он бросит другую. Или что отдавать добычу очень хорошо, так как это станет началом новой игры.
Чему и в каком возрасте учить?
Помните, в самом начале статьи мы решали чего хотим от собаки? Вот этому и учите. Постепенно. Навык за навыком. Без принуждения и только в таком темпе, в каком вам и вашей собаке интересно. Вот в чем смысл. Дрессировка должна быть интересной обоим.
И на последок. Будьте внимательны к состоянию щенка. Учитывайте его физические возможности и то, что слишком долго сидеть на месте, пытаясь понять одну и ту же команду он не в состоянии. Если что-то не получается и малыш уже теряет интерес – смените деятельность. Дайте ему лёгкое задание и порадуйтесь его успеху в этом задании. Отложите то, что не получается до следующего раза, подумайте как иначе научить щенка тому, что вы хотите.
Мария Батченко