Вот цитата из статьи РАЗВИТИЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ШОУ-СОБАКИ Сюзан Мак-Миллан, питомник "Paisley", США:
"В моем помете все щенки выставочные". Как часто вам приходилось слышать эту фразу? Что на самом деле подразумевают люди, произносящие ее, под словом "выставочный?" Кто оценивал этот помет и сделал такое заключение? Оценивал ли кто-нибудь тип щенков, их сложение, пропорции, крепость костяка, окрас и характер, или это означает только то, что у щенков на данный момент нет дисквалифицирующих пороков? Что делает щенка "выставочным"? На что мы обращаем внимание и в каком возрасте делаем такой вывод? Термин "перспективный для выставок" следует употреблять более аккуратно, так как даже самый многообещающий щенок не всегда, вырастая, отвечает нашим ожиданиям. Отсутствие недостатков не гарантирует наличие достоинств, а шоу-собака должна выглядеть качественно. И при всем этом необходимо, чтобы удача улыбнулась вам. Удача - это то, что предохранит нашего перспективного щенка от неправильного прикуса после смены зубов, слишком большого роста, патологической ненависти к выставкам и т.п.»
Лично я считаю более правильным деление собак на ШОУ-БРИД и ПЕТ класс. Выбор щенка – всегда в большой мере лотерея. А определение пригодности щенка для будущей племенной работы представляется более вероятным. Теперь определим для себя - что значит термин "племенной". Племенной производитель (сука или кобель) , в однопометниках которого есть наиболее "приближенные к идеалу" собаки , плюс, в родословной есть выдающиеся "личности", но не по количеству наград (их цену все знают, и не всегда титулы соответствуют действительности) , т.е. собака которая хотя и может может иметь какие-то недостатки,(собак без недостатков не бывает), но обладать рядом таких достоинств, которые улучшат породу в будущем. При этом, партнер (кобель или сука) должны подбираться так, чтобы эти недостатки правились в следующих поколениях.
Вообще формулировки ШОУ и БРИД у нас появились сравнительно недавно. Когда-то в "старые и добрые" ДОСААФовские времена, было такое понятие «ранг Элита» и, соответственно, щенки от элитных родителей. Так вот, мне кажется, шоу-брид это где-то рядом.
Итак , Шоу-Брид - это собака наиболее приближенная к идеалу породы, это гордость заводчика, который пришел с этой собакой в ринг показать плоды своего труда .
Так как же все-таки приобрести такую собаку?
Рецепт – прост и в то же время не прост: если человек серьезно подходит к покупке перспективной собаки, - он просто обязан изучить состояние дел в породе на данный момент. Ведь если хочешь иметь потенциального чемпиона - собаки наиболее приближенной к идеалу породы, ты должен прежде всего изучить, как эта порода должна выглядеть в идеале, следовательно, должен посещать выставки и научиться «видеть» собак. Если же нет возможности посещать выставки - почти у каждого есть интернет и возможность заходить на сайты как российских так и зарубежных заводчиков. Чем чаще, тем лучше. Время идет, собаки изменяются, и, чтобы идти в ногу со временем на уровне мирового масштаба, нужно держать "руку на пульсе" происходящего в лучших питомниках мира. Только так Вы сможете составить составить свое мнение о породе и о том, какой тип для вас лично предпочтителен. Правда, к сожалению, есть еще понятие «МОДЫ» на определенный тип. Но если Вы планируете впоследствии заниматься разведением, то должны знать, что ни в одной породе любого размера, стремление к экстремальному типу до добра не доводит. Экстремал - он в любой породе ЭКСТРЕМАЛ. Не норма, значит…
Никогда не забывайте, что единственное, чем следует руководствоваться при приобретении и разведении собак,- это утвержденный стандарт породы.
После того, как вы предварительно наметили питомник, из которого хотели бы взять щенка - внимательно изучите родословные собак.
Вы должны знать как выглядят собаки этого заводчика не только сегодня, а как они выглядели несколько поколений назад, чтобы оценить силу данной линии, т.к. действительно важно, чтобы родословная была построена на собаках, которые не только сами были звездами, но и были хорошими производителями. Один из самых важных параметров качества собак определенного питомника - это стабильность в разведении, т.е. помет с сильным расщеплением щенков по качеству, уже не есть качественный помет (это не относится к эксперементальным, жестко-инбредным вязкам, которые делаются ради вероятности получить одного единственного супер-щенка) . При выборе советую Вам посмотреть несколько помётов. Многие будущие владельцы делают ставки на привозные крови, но если бы импорт хороших кровей был всем для достижения успеха! У владельцев таких импортированных собак вы найдёте обширный материал на дальних шикарных родственников чуть ли не до десятого колена, но вот фото их неудачного предка (отца или матери) вы не обнаружите, это точно!
Рождение собаки "за границей" не делает ее идеалом автоматически (см. статью "Приобретение племенного кобеля за рубежом" М.Уиллис). В некоторых породах не раз импортировались действительно лучшие крови, но иногда о них не остается никаких воспоминаний а иногда даже только плохие.
Согласно Главному Кодексу Этики Английского Кеннел Клуба, заводчики не должны сознательно искажать характеристики породы, давать заведомо ложные сведения в рекламных публикациях или вводить людей в заблуждение относительно качества продаваемых собак. За нарушение этих пунктов могут исключить из членов клуба. За "искажения внешности" собаки хирургическим путем, могут навсегда запретить выставлять собак на шоу. Возможно, будет первое предупреждение с баном на определенный срок, а может и сразу – навсегда. Во всяком случае, так в АКС (американском).
Но, тем не менее, так сложилось, что в Англии крайне трудно приобрести качественного щенка, особенно, дилетанту и тому есть множество примеров. Правда, если Ваши финансовые возможности неограничены, можно, конечно, купить и готового Чемпиона Англии.
Далее, переходим к выбору заводчика.
"Разведением занимаются подготовленные к этому заводчики через свои питомники или клубы. А для них титулы зачастую не играют такой важной роли, как для владельца собаки. Подбирая пары, заводчик ставит перед собой определенные задачи, из которых главнейшая - улучшение поголовья"...
Титул не столь важен - важно сложение собаки и ее происхождение Хотя, естественно великолепно, если экстерьер собаки так же хорош, как и е е генотип". (Хэйзел Р. Хант)
Основная проблема любого разведения - коммерческий подход. У тех же, для кого разведение - хобби, и собаки совсем другого качества. Следует знать, что во всем мире кинология - дорогое хобби, которое иногда и может приносить деньги, но не ради этого люди этим занимаются. Как правило, владельцы самых сильных питомников не живут за счет разводимых ими собак. Хороший заводчик тратит кучу времени на изучение породы , продолжает интересоваться и учиться и все купленные собаки рассматриваются им не как потенциальные чемпионы, но как племенное поголовье. Причем, с практически очень вероятной точностью знает какой тип щенков можно ожидать от определенной вязки, зная родословную производителей той линии, с которой имеет дело сам. Прежде всего, такие заводчики имеют пометы нечасто. Даже при большом количестве сук в питомниках, имеют 1-3 помета в год, вяжут целенаправленно, чтобы получить нечто лучшее в породе с целью оставить себе. Остальное, естественно, идет на продажу. Если за заводчиком имя, опыт, история, питомник, признание коллег - у таких иной раз другие заводчики считают за с частье купить даже худшего щенка в помете, если есть возможность использовать его в разведении таким образом, чтобы выудить лучшие гены этой линии.
Покупателю всегда следует знать: серьезный заводчик никогда не продаст месячного щенка, как шоу. Он оставит наиболее перспективных щенков себе и будет подращивать. Продажа лучших щенков даже "на вывоз" и в шоу руки - не всегда для него вариант. Перспективные щенки нужны ему самому для собственной программы разведения. Серьезному заводчику всегда жалко терять перспективных щенков,- поэтому иногда у таких и отличные щенки сидят месяцами. Есть вязки, которых ждут именно другие заводчики для пополнения своего племенного фонда. Тогда с продажей шоу-качества щенков намного легче. Заводчик знает, что собака будет выставляться и будет правильно использоваться в разведении в дальнейшем. Если же заводчик видит Ваш интерес именно к своей линии и видит желание покупателя выставлять (рекламировать) его собак, у Вас может появиться шанс, что Вам продадут хорошую собаку, та как хороший заводчик заинтересован, в первую очередь, в хорошем владельце для своих щенков - он всегда вначале поговорит с потенциальным владельцем, а только потом будет предлагать ему щенка. Причем, как правило, не на его выбор... а на свой выбор. Поэтому, будущему владельцу нужно в первую очередь показать, что вот он - именно тот, хороший владелец для щенка.
Будущий владелец должен знать: гарантированно купить чемпиона можно только ВЗРОСЛОГО, то есть уже титулованную, выросшую собаку. Только это может быть гарантией, что купленная Вами собака шоу класса. Честный и серьезный заводчик может сказать, что щенок, например, перспективный... но стопроцентных гарантий он дать не может, потому как именно шоу собаку нужно покупать в идеале не ранее года и желательно с титулами, т.к. завтра любая собака даже и в результате какой-нибудь случайности (потеря зуба, травма и т.п.) может превратиться в «не-шоу».
Не стоит забывать, также, что существует беззастенчивая реклама, благодаря которой у некоторых заводчиков-разведенцев даже пэт-класс продается как шоу, а потом эти же заводчики возмущаются перенасыщением рынка щенками низкого качества. Позвоните такому заводчику, и первый его вопрос будет: "Вам что нужно, шоу или пэт?" Таким образом, создается впечатление, что у нас в стране собак разводят такие специалисты, которые определяют судьбу маленьких щенков с еще не сменившимися зубами, а ведь есть породы, в которых гарантии на идеальный прикус дать невозможно, пока не поменялись зубы. Но некоторым покупателям непременно нужна гарантия. А ведь такую гарантию ему может дать только "разведенец" - вам нужны шоу-щенки? - у нас других и не бывает! А так как на момент приобретения у будущих владельцев, как правило, очень мало информации для размышления при выборе - чужая убежденность действует несколько гипнотически, во всяком случае, позволяет снять с себя ответственность за свое же решение.
Не стоит также искать "гарантированного чемпиона", руководствуясь сиюминутным желанием купить и занимаясь отбором щенка по принципу цены. Таким способом удается получить желаемое только лишь по счастливой случайности, но случайность она и есть случайность.
В зарубежных питомниках обычно из помета выбирается 2-3 перспективных щенка, которые оставляются до 6 месяцев, затем из них же выбирается по возможности 1 или 2 щенка и к году один (а может и ни один) продается как шоу.
Известно, также, что ответственные заводчики за рубежом никогда не говорят про восьминедельных щенков - шоу-класс. Они говорят про хороших: "promising" – обещающие, не более того... Много примеров тому, как приезжают несколько породников смотреть помет, и все "расставляют" щенков с точностью до наоборот. Хотя… у некоторых заводчиков есть такое свойство , которое называется – ЧУТЬЕ. У кого оно есть - тот впереди планеты всей, у кого нет - нет!