Семинар по прикладным и национальным видам дрессировки собак
20-21 ноября 2010, Учебный Кинологический Центр МЧС Украины
Доклад Валерия Высоцкого
«Прикладная философия подготовки охранных(в т.ч. сторожевых),
защитных(в т.ч. розыскных), караульных собак и проблема защитного снаряжения»
(Конспект)
Ув. коллеги!
Коль скоро тема нашего семинара касается прикладных отечественных программ подготовки собак, я хочу напомнить всем присутствующим о том, что мы родились ( а многие выросли и повзрослели) в СССР, частью которого была Украина. Поэтому мы, граждане Украины, имеем самое непосредственное отношение к достижениям советского служебного собаководства.
Простите за такое вступление, но лично я, не приемля национализм, не вижу ничего плохого в чувстве национальной гордости.
Это обстоятельство тем более важно, если иметь в виду, что вся история отечественного служебного собаководства по сути – это история советского собаководства. Давайте вспомним о том, что именно нашими предшественниками в СССР созданы породы кавказская, среднеазиатская (в современном их виде), южнорусская, восточно-европейская овчарки, московская сторожевая и черный терьер.
Показательно, что стандарты названных пород (в части описания характерного для них поведения) указывают следующие их пользовательные (прикладные) характеристики: «природная злобность» (у КО и ЮРО) и «недоверчивость к посторонним» (у всех без исключения). Тип поведения – активно-оборонительная реакция, ПРОЯВЛЯЮЩАЯСЯ В АКТИВНОЙ ФОРМЕ.
Скажите, какие еще народы мира могут похвастаться таким количеством созданных или сохраненных пород собак с именно такими поведенческими характеристиками? А если вспомнить собак других братских славянских народов – болгарских горанов, словацких чувачей и др., то возникает ощущение некоей изначальной направленности в понимании и видении славянами «настоящих собак».
Подтверждение тому – история с вео.
Цитирую:
"В это же время ведется интенсивная работа по совершенствованию «универсального солдата» – восточно-европейской овчарки. Отдается предпочтение большим, могучим, злобным представителям забытого на длительное время племени «немцев». «Русская» овчарка должна по всем параметрам превосходить своего европейского собрата хотя бы из патриотических соображений. И действительно, ВЕО на долгие годы становится любимейшей породой миллионов".
Возможно, корни именно такого восприятия собак заложены в наш славянский менталитет еще в глубокой древности. Скажем, согласно верованиям славян, живших на территории современной Украины, Бог создал собаку из слез и глины, оставшейся после создания первого человека. Согласно другому апокрифу, собака была создана даже раньше человека, но из того же материала. И в первом, и во втором случаях цель сотворения собаки одна и та же – охрана человека, прежде всего – от дьявола.
Показательно также, что древнеславянский Бог огня и войны, противостоящий темным силам – Симаргл, изображался в облике огненного пса.
Конечно, в современном мире, в «обществе потребления», этих замечательных собак пытаются видоизменять, лишать их «духовитости». Практически уничтожен Русский черный терьер, превратившийся в шоу-собаку европейского толка – с разноцветными резиночками на челке. Техника экспертизы в рингах кавказских и среднеазиатских овчарок является ПРЯМЫМ НАРУШЕНИЕМ ДЕЙСТВУЮЩИХ СТАНДАРТОВ ПОРОД. Казалось бы, до мелочей продуманная и столетие применяемая на практике европейская система контроля за рабочими качествами собак «служебных» пород привела лишь к фактическому уничтожению немецкого боксера и шотландской овчарки, к деградации добермана и немецкой овчарки. Это позволило в последние годы выйти на лидирующие позиции еще недавно никому не известной бельгийской овчарке малинуа, которой официальная служебная европейская кинология вообще не занималась…
Но ведь так было не всегда! Хочу показать Вам вот эту замечательную книгу. Вы не поверите, но это каталог выставки – не более того! 44 –й Ленинградской городской (всего лишь!) выставки 1972 года. В нем есть даже полные списки показательных групп. А на первой странице – в выделенной рамке – обращение к посетителям.
Приведу его полностью:
«Посетители выставки! Будьте осторожны, не подходите близко к собакам, собаки очень злобные. Не разрешайте детям бегать вблизи собак». И вспомните современные выставки, где кавказцы безучастно лежат в узких проходах, и на них наступают ногами зазевавшиеся зрители…
Давайте зададим себе два вопроса.
1. Каких собак можно считать такими, которых готовили или готовят к реальной работе?
2. Насколько изменился вероятный противник собак за последние 30-40 лет?
Начну со второго вопроса. Вероятный противник стал лучше оснащен техническими средствами, стал более изощренным и изобретательным. И остался таким же безжалостным.
Отвечая на первый, позволю себе считать таковыми военных собак, которых обучают работать с настоящими нарушителями, преступниками и агрессорами.
В этой связи разрешите цитату.
Из «Наставления по дрессировке и применению военных собак»
(Военное издательство Министерства Обороны СССР, Москва – 1981)
Ст.47. … совместное содержание двух караульных собак запрещается.
Ст.73. … Прогулка злобных собак вне территории части, а также вывод собак для прогулки на «строгих» ошейниках не допускается.
Ст.113. Посторонних лиц к собакам не допускают.
С собакой обращаются терпеливо, настойчиво, но ласково, не допуская окриков и побоев.
При общем выгуле собак с поводков не спускают.
Ст.143. Злоупотреблять принуждением и запрещением не следует, так как они вызывают у большинства собак угнетенное состояние, недоверчивость и боязнь дрессировщика.
Ст.209. Дрессировщик … не должен подходить к собаке с группой людей.
Ст.427. БЕЗЗВУЧНО и ЗЛОБНО задерживать … человека…
Ст.429. Для дрессировки отбирают … собак здоровых, крупных, сильных, ЗЛОБНЫХ, смелых…
Ст.434. Занятия … проводят вечером, а затем… и ночью.
Ст.435. Район занятий выбирают с таким расчетом, чтобы он в наибольшей степени приближался к действительным условиям работы собаки…
Команды собаке дрессировщик подает приглушенным голосом, при этом поведение людей должно соответствовать…
Ст.436. Приучение собаки к защите дрессировщика преследует цель:
В значительной степени развить у собаки СМЕЛОСТЬ, ЗЛОБУ и НЕДОВЕРЧИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОСТОРОННИМ;
Выработать у собаки навык к самостоятельной защите дрессировщика при нападении на него посторонних лиц.
Cт.440. В ПОСЛЕДУЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ МЕНЯЮТСЯ ПОМОЩНИКИ ДРЕССИРОВЩИКА И ИХ ОДЕЖДА. «НАПАДАЮТ» НА ДРЕССИРОВЩИКА НА МЕСТЕ И В ДВИЖЕНИИ. МЕСТА «НАПАДЕНИЙ» ПОСТОЯННО МЕНЯЮТСЯ. «НАПАДАЮЩИЕ» ВСЕГДА ПОД ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДОЙ ИМЕЕЮТ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ.
Ст.441. ПУТЕМ ПОВТОРЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ У СОБАКИ ВЫРАБАТЫВАЮТ ЧЕТКИЙ НАВЫК ПРИ МАЛЕЙШЕМ РЕЗКОМ ДВИЖЕНИИ ПОСТОРОННЕГО ЧЕЛОВЕКА, ПРИБЛИЖАЮЩЕГОСЯ К ДРЕССИРОВЩИКУ, НАБРАСЫВАТЬСЯ НА ПОСТОРОННЕГО И ВСТУПАТЬ С НИМ В БОРЬБУ.
Ст.459. Помощники дрессировщика в процессе занятий должны меняться во избежание выработки у собаки нежелательных условных связей только на вид или запах определенного человека. Кроме того, помощники не должны появляться вместе с дрессировщиком в присутствии собаки и следовать на занятия и с занятий вблизи ее.
Ст.479. Запрещается использовать сторожевых собак для караульной службы.
Ст.500. Для предохранения от покусов помощники дрессировщика на занятиях всегда должны выходить в предохранительных костюмах, надетых под верхнюю одежду.
Дрессировка и применение собак для охраны военных объектов.
Ст. 553 … в случае проникновения постороннего в район охраны вступать с ним в борьбу.
Ст. 555. Общие приемы дрессировки отрабатываются ТОЛЬКО НА ПОВОДКЕ.
Ст. 556 К специальным приемам, отрабатываемым у караульных собак, относятся:
Развитие ЗЛОБЫ, СМЕЛОСТИ и НЕДОВЕРИЯ К ПОСТОРОННИМ.
Ст. 557 Для дрессировки караульных собак необходимы:
………………………Одежда гражданского образца (различная).
Ст. 558. Дрессировку караульной собаки дрессировщик проводит с несколькими помощниками ВО ИЗБЕЖАНИЕ ВЫРАБОТКИ У СОБАКИ НЕДОВЕРИЯ ЛИШЬ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЛИЦАМ. ОДЕЖДА ПОМОЩНИКОВ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ.
Ст. 559. Дрессировка собак проводится на пересеченной или поросшей лесом и кустарником местности, вдали от дорог… Первоначально занятия по дрессировке проводят днем, затем в сумерках и, наконец, ночью.
Ст. 561. Развитие у собаки смелости, злобы и недоверия к посторонним людям имеет целью установить у нее навык на облаивание и АКТИВНОЕ НАПАДЕНИЕ НА ВСЕХ ПОСТОРОННИХ.
Ст. 562. К отработке у собаки этих качеств приступают после приучения ее к ошейнику и шлейке.
Ст. 583. …приучать собаку к несению службы по охране поста при различной погоде и в различное время суток и года.
Ст. 586. Собаки, применяемые для охраны без привязи (свободное окарауливание), должны АКТИВНО ЗАДЕРЖИВАТЬ ПОСТОРОННИХ ПРИ ПРОНИКНОВЕНИИ ИХ НА ТЕРРИТОРИЮ, охраняемую собакой.
Общий курс дрессировки военных собак.
Ст. 206. Общий курс дрессировки включает следующие приемы приучения собаки:
………………
- к переползанию;
- к розыску утерянных предметов по следу дрессировщика;
- к выстрелам и взрывам;
- к плаванию;
- к ОХРАНЕ ПРЕДМЕТОВ;
- не брать корм из рук посторонних и с земли.
Скольких ошибок и загубленных собачьих жизней удалось бы избежать, руководствуйся специалисты в своей работе этими нехитрыми правилами.
В своей многолетней работе по подготовке «Собак сопровождения» мы пытаемся неукоснительно их соблюдать. Вчитайтесь внимательно! По сути – это руководство по подготовке собак сопровождения и определение их отличий от собак охраны. Что же до последних, то позволю себе еще одну обширную цитату.
Донецкий областной клуб служебного собаководства ДОСААФ УССР Каталог по кавказской и среднеазиатской овчаркам, Донецк-1990 год.
Из материалов Каталога
16. Это караульные собаки… Вокруг пород среднеазиатская и кавказская овчарка сложилась парадоксальная ситуация, многие судьи и разведенцы совершенно серьезно заявляют, что собаки этих пород не должны проявлять агрессивность в адрес человека, если они находятся не на своей территории, что такая злоба не типична для породы.
Получается, что САМОЕ ЦЕННОЕ проявление психики собак этих пород в загоне, ценим то, что ценили и пастухи в отарах! Правильно ли это? Ведь в наше время роль караульной собаки, собаки-телохранителя выходит на первое место. Собака-пастух – это уже прошлое породы (для большинства ее представителей).
Мы должны четко представлять, что собаки, живущие в новых условиях (в условиях города, а не отары), должны иметь новые полезные качества, БАЗИРУЮЩИЕСЯ НА ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ПОРОД ПРИЗНАКАХ.
Нам не нужны истребители волков, НАМ НУЖНА ЗЛОБНАЯ, ЖЕСТКАЯ КАРАУЛЬНАЯ СОБАКА, СМЕЛО ВСТУПАЮЩАЯ В БОРЬБУ С ЧЕЛОВЕКОМ ГДЕ БЫ ТО НИ БЫЛО НА СВОЕЙ ИЛИ ЧУЖОЙ ТЕРРИТОРИИ, не проявляющая чувствительности к боли во время борьбы. Это и есть теперешнее назначение собак этих пород. За это, прежде всего, мы и должны их ценить, за то, что они выполняют роль караульной собаки, собаки-телохранителя.
Нам нужно свыкнуться с мыслью, что хозяйственно полезные признаки определяют условия жизни. Условия жизни в городах и поселках иные, поэтому должны быть иные критерии оценки рабочих качеств.
Так как КО и САО – породы несколько неординарного поведения, им присущи независимость, отсутствие раболепия…, поэтому …к ним нужно проявлять несколько иной подход по сравнению с собаками других пород.
Независимость характера иногда сказывается отрицательно на послушании – но ведь это породная черта, с этим нужно считаться.
По КС необходимо пересмотреть нормативы, привести их в соответствие со здравым смыслом. Не стоит требовать от собаки облаивания человека на расстоянии не менее 40-50 метров, в то время, когда собака находится в незнакомой обстановке. С облаивания следует перенести акцент на силу хватки и ЯРОСТЬ СОБАКИ ВО ВРЕМЯ ЕДИНОБОРСТВА с нарушителем.
Именно этим положениям мы и следуем в своей работе, хотя этот каталог появился у меня совсем недавно. Читая его, я испытываю восхищение и от позиции автора, и от его прозорливости – двадцатилетней (!) давности! И еще – удовлетворение от сознания того, что его предложение о пересмотре КС мы выполнили 12 лет тому назад, создав «Охранную собаку», в которой во главу угла поставлены предложенные автором доклада характеристики.
Особо хочу обратить внимание присутствующих коллег на то обстоятельство, что в приведенных выше документах вещи названы своими именами.
Злоба, ярость, недоверчивость. Есть даже непривычный сегодня термин «злобное задержание». То есть все то, что сегодня принято называть словом «агрессия». Я прекрасно отдаю себе отчет в том, насколько непопулярны в современной фанерной шоу-кинологии эти понятия.
И именно по этой причине остановлюсь на этом подробнее, в том числе в связи с проблемой снаряжения, которое мы используем в подготовке прикладных охранных и защитных собак.
Если мы говорим, что для любой психически здоровой собаки цена жизни всегда выше цены добычи, то мы имеем в виду, что в настоящей конфликтной ситуации поставленная «на добычу» собака в подавляющем большинстве случаев «уйдет в тень», то есть откажется от поединка с агрессивно настроенным противником.
Постановка на добычу подразумевает отделение в процессе подготовки собаки снаряжения от собственно противника-человека.
В классическом варианте методологическая последовательность «тряпочка – валик-колбаска – рукав – костюм» не меняет сути дела и приводит к воспитания «добытчика». Подобная методика не исключает того, что собака с хорошими рабочими задатками может отработать противника в «реале», но она не годится для 95% тех собак, с которыми нам приходится иметь дело на практике. А значит, не может применяться повсеместно.
И еще. Очень внимательно перечитывая порядок обучения собак выполнению навыков защиты и охраны в упомянутом мной «Руководстве», я нигде не нашел рекомендаций или требований давать собаке кусать тряпку или валик для выработки у нее хватки. Упоминаемый «жгут» применяется исключительно для нанесения собаке легких ударов. Именно поэтому в течении последних 15 лет мы применяем метод постановки хватки или укуса на мягкий щиток, который при необходимости – в случае с собаками с ярко выраженным «социальным комплексом» – одевается на обе кисти. Но мы не допускаем отделения снаряжения от ВПРа ни при каких обстоятельствах.
Все мы лет 10-12 тому назад пережили период увлечения полными защитными костюмами и пришли к пониманию того, что подобный костюм это всего лишь огромный рукав на все тело, не более того.
Внешний вид, запах, ложные ощущения при укусе, «неубиваемость» противника – все это сильно вредит процессу обучения собаки и подготовке ее к настоящему противоборству с человеком.
Избежать этого помогает работа в наморднике и «скрытая защита».
Последняя дает возможность:
1. При помощи сменной одежды изменять внешний вид и запах ВПРа.
2. Вызывать у ВПР подлинные эмоции в процессе работы.
3. Прибегая к мясным и кровяным закладкам кардинально изменять ощущения собаки при укусе.
4. На занятиях с неожиданными нападениями в темное время суток вне дресс.площадки создавать практически полную иллюзию реальной конфликтной ситуации, особенно при отработке охранных навыков.
Таким образом, нашу философию прикладного служебного собаководства можно свести к нескольким простым принципам.
1. Настоящая охранная или защитная собака невозможна без хорошего агрессивного потенциала. Не добыча, но агрессия. В уже упомянутом в мной Руководстве Министерства обороны (стр. 328) лишенные злобы собаки для всех видов служб проходили под грифом Б (выбраковка), А1 и А2 (отсроченная выбраковка).
Мы утверждаем, что только инстинкт агрессии может вынуждать собаку вступать в поединок со смертельно опасным врагом. Как и любого представителя Псовых.
2. Все, что мы делаем, мы делаем ради самой собаки. Здесь нет никакого позерства. Речь идет о том, что желания владельцев бывают разные и подчас идут в разрез с породными требованиями.
И если собака не способна постоять за себя саму, то и хозяина она не будет защищать уж тем более.
Получение хороших в рабочем отношении собак возможно только путем репродукции.
А значит – успех зависит от развития потенциала прикладных собак сегодня.
3. Мы не ставим собакам акцентированного места атаки, а лишь учитываем их инстинктивные устремления, уча вести поединок с учетом тактики противника.
Для нас важен не процесс, а результат. Не эффектность, но эффективность.
Если собака атакует противника не в лоб, а по дуге, заставляя последнего неоправданно перемещаться, и, тем самым, лишает его возможности готовить встречную атаку – мы это приветствуем. Независимо от того, как к такому стилю атаки относится официальная дрессировка.
4. Основной метод нашей работы – моделирование ситуаций, максимально приближенных к настоящим, и подготовка собаки к встрече с такими раздражителями и обстоятельствами.
5. Мы согласны с нашими предшественниками, утверждавшими, что излишнее послушание вредит охранной собаке, лишая ее самостоятельности и инициативности.
Уважаемые коллеги!
Не бывает и быть не может контактных и очень послушных охранных собак.
Не бывает и быть не может защитных собак, лишенных агрессии (злобы) и не могущих укусить человека.
Занимаясь прикладными охранными и защитными собаками, мы обязаны называть вещи своими именами.
В противном случае нам лучше заняться ВН, Аджилити или Фрисби.
Во всяком случае, это будет честнее, чем заниматься обманом тех владельцев, которые доверили нам подготовку их собак.
http://spd-ksu.at.ua/index/doklad_v_vysockogo/0-41