Думаю, для многих это вовсе не открытие, к тому ж - мы все любим потискать пупсят, таких милых и сладких, при этом несознательно делая некоторые из указанных упражнений - тем не менее, информация наверняка для кого-то будет новой и интересной - итак, читаем и смотрим здесь http://dogschool.ru/node/280.
У кого какие соображения на этот счет? Особенно интересно мнение заводчиков.
Ранняя стимуляция щенков
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться128-06-2012 19:57
Поделиться228-06-2012 19:57
РАЗВИВАЕМ ЧЕМПИОНОВ
("Early Neurological Stimulation" by Carmen L. Battaglia)
http://dogschool.ru/node/280.
Как ни удивительно, не врожденные способности определяют разницу между личностями, потому что у большинства из них явно наличествует больше способностей, чем они будут когда-либо в жизни использовать. Разница между индивидуумами состоит в чем-то еще. Те, кто достигает чего-то и превосходит остальных, похоже, способны использовать скрытые ресурсы. Другими словами, разница в том, что кто-то больше способен использовать свои возможности, а кто-то меньше.
Во многих программах разведения животных весь процесс отбора и подбора основан на вере в том, что характеристики передаются по наследству. Попытки анализировать генетику качеств систематически включают такие значительные имена как Чарлз Дарвин и Фрэнсис Галтон. Но только в последние десятилетия оценки наследования качеств были основаны на адекватных данных. Каннингем (1991) в своем исследовании лошадей обнаружил, что только на основе использования данных (Timeform) и измеряя группы полубратьев и полусестер можно получить хорошие оценки степени наследуемости качеств. Его данные показывают, что скорость наследуется примерно на 35%. Другими словами, только около 35% всего разнообразия, которое наблюдается, контролируется наследственностью, остальные 65% имеют другие причины (тренировка, выращивание, питание). Хотя работа Каннингема ограничена лошадьми, она дает хорошую основу понимания того, насколько заводчики могут приписывать те или иные качества генетике и родословным. Исследователи изучали это явление и искали новые пути стимулировать индивидуумы, чтобы улучшить их природные способности. Некоторые из открытых методов дают пожизненный эффект. Сейчас многие различия между отдельными индивидуумами могут быть объяснены применением методов ранней стимуляции.
Введение
Человек веками пытался применять разные методы улучшить врожденные качества. Некоторые из методов выдержали испытание временем, другие — нет. Те, кто первыми начали исследование этой темы, верили, что ранние периоды жизни имеют наиболее важное значение для стимулирования, поскольку на них приходится самый быстрый рост и развитие организма. Сейчас мы знаем, что ранние периоды жизни — это время, когда физически незрелый организм чувствителен и восприимчив к ограниченному, но важнейшему набору раздражителей. Многие исследования посвящены именно первым месяцам жизни в силу их важности.
Новорожденные щенки отличаются от взрослых в нескольких аспектах. Когда они рождаются, их глаза закрыты, а пищеварительная система имеет ограниченные функции, требуя периодической стимуляции от матери, которая вылизывает щенков, чтобы обеспечить пищеварение. В этом возрасте они могут только обонять, сосать и ползать. Температура тела поддерживается тем, что они прижимаются к матери либо сбиваются в кучу. В эти первые недели, когда передвижения ограничены, исследователи отметили, что эти незрелые и неразвитые щенки чувствительны к термическим и тактильным раздражителям, движению и перемещению.
Другие млекопитающие, такие как мыши и крысы, также рождаются недоразвитыми, и было обнаружено, что они демонстрируют такую же восприимчивость к ранней стимуляции. Исследования показали, что если убирать детенышей из гнезда на три минуты каждый день в первые пять-десять дней жизни, то температура тела падает ниже нормальной. Эта мягкая форма стресса эффективно стимулирует гормональную систему, надпочечники и слизистые. Позже, во взрослом состоянии эти животные были в состоянии лучше справляться со стрессом, чем их однопометники, не подвергавшиеся такому воздействию в раннем возрасте. Они реагировали на стресс несколькими уровнями реакций, в то время как их однопометники выдавали реакцию «все или ничего».
Данные, полученные на лабораторных мышах и крысах, также показывают, что стресс в небольших количествах может привести к тому, что во взрослом состоянии они будут реагировать по максимуму. С другой стороны, результаты контрольной группы показали, что животные, не подвергавшиеся раннему стрессу, во взрослом состоянии быстро истощают нервную систему и оказываются близки к смерти, если подвергаются длительному интенсивному стрессу. Обездвиженные механически на 24 часа крысы развивали у себя сильную язву желудка, но их однопометники, подвергавшиеся раннему стрессу, не имели никаких признаков язвы и лучше проходили тесты. Был отмечен и вторичный аффект.
Половая зрелость наступала чаще у тех, кто подвергался раннему стрессу. При проверке здоровья и заболеваемости, животные из опытной группы лучше сопротивлялись определенным формам рака и инфекционных заболеваний и могли переживать периодическое голодание и нахождение на холоде дольше, чем их однопометники из контрольной группы. Другие исследования успешно использовали раннюю стимуляцию кошек и собак. В этих исследованиях для измерения электрической активности мозга применялась электроэнцефалограмма (ЭЭГ), из-за ее чувствительности к изменениям возбуждения, эмоциональному стрессу, напряжению мускулов, изменениям кислорода и дыхания. ЭЭГ показала, что щенки и котята, к которым применяли упражнения по ранней стимуляции, зрели быстрее и лучше решали тестовые задания, чем их нестимулированные однопометники. Были исследованы и высшие животные. Келлог и д-р Йеркс исследовали молодых шимпанзе, выращиваемых суррогатными матерями. Их новаторский труд показывает, что чем больше приматы были лишены стимуляции и взаимодействия в раннем периоде развития, тем меньше они были способны приспособиться и справиться с ситуациями во взрослом состоянии.
В то время как эксперименты не определили точной информации об оптимальной величине стресса, которая необходима молодым животным для психологического или физиологического улучшения, исследования подтверждают его ценность. Также известно, что уровень стресса, оптимальный для одного организма, может быть слишком высок для другого, и что слишком сильный стресс может замедлить развитие. Результаты показывают, что упражнения по ранней стимуляции могут иметь положительный эффект, но должны применяться с осторожностью. Другими словами, слишком много стресса может вызывать патологические отклонения, а не физическое или психологическое улучшение.
Поделиться328-06-2012 20:02
Методы стимуляции
Вооруженные Силы США в своей программе разработали метод, который до сих пор служит руководством к действию. В попытке улучшить качества служебных собак была разработана программа «Био Сенсор». Позже она стала известна общественности как «Программа «Супер-собака». Основываясь на годах исследований, военные выяснили, что ранняя нейростимуляция может иметь важный и длительный эффект. Их исследования подтвердили, что существуют определенные периоды жизни, когда нейрологическая стимуляция дает оптимальный результат. Первый период включает «окно» с третьего дня жизни до шестнадцатого дня. Считается, что именно в этот период происходит стремительное развитие нервной системы, и именно поэтому он так важен.
«Био Сенсор» была направлена на то, чтобы с помощью ранней нейростимуляции дать собаке преимущество. Были разработаны шесть упражнений для стимуляции нервной системы. Они должны проделываться с щенком один раз в день. Проводник берет одного щенка и проделывает серию из пяти упражнений полностью. Затем берет следующего щенка. Ежедневные процедуры включают следующие упражнения:
1.Тактильная стимуляция (между пальцами)
2.Прямой постав головы
3.Наклон головы
4.Лежание навзничь
5.Термическая стимуляция
1. Тактильная стимуляция. Держа щенка в одной руке, проводник мягко стимулирует (щекочет) щенка между пальцами на любой лапе, используя ватную палочку. Необязательно, чтобы щенок показывал реакцию. Время стимуляции 3-5 секунд (рис.1)
2. Прямой постав головы
Используя обе руки, проводник држит щенка перпендикулярно земле, чтобы голова была прямо над хвостом (стоймя). Время стимуляции 3-5 секунд (рис.2)
3. Наклон головы. Твердо удерживая щенка двумя руками, проводник наклоняет ему голову, чтобы она смотрела в землю. Время стимуляции 3-5 секунд (рис.3)
4. Лежание навзничь. Держать щенка так, чтобы его спина покоилась на ладонях обеих рук, а морда смотрела в потолок. Щенок может спать в это время. Время стимуляции 3-5 секунд (рис.4)
5. Термическая стимуляция. Используйте влажное полотенце, охлажденное в холодильнике минимум 5 минут. Положите щенка на полотенце лапами вниз. Не мешайте ему двигаться. Время стимуляции 3-5 секунд (рис.5)
Эти пять упражнений обеспечивают нейростимуляцию, которая естественным образом не происходит в ранний период жизни. Опыт показал, что иногда щенки сопротивляются этим упражнениям, другие же не проявляют реакции. В любом случае предупреждение тем, кто решит использовать их: не повторяйте их более одного раза в день и не увеличивайте время сверх предписанного. Чрезмерная стимуляция нервной системы может иметь вредный и нежелательный эффект. Эти упражнения влияют на нервную систему, заставляя ее работать раньше, чем должно было бы быть в норме. Результатом будут возросшие способности, что позже поможет в работе. Те, кто играет с щенками и осуществляет обычный уход за ними, могут продолжать это делать, поскольку нейростимулирующие упражнения не являются заменой обычного ухода, социализирующих игр и установления контакта.
Поделиться428-06-2012 20:02
Преимущества стимуляции
Наблюдалось пять преимуществ, полученных у собак в результате программы Био Сенсор:
1.Улучшение сердечно-сосудистой системы (ЧСС)
2.Более сильный пульс
3.Более сильные надпочечники
4.Повышенная устойчивость к стрессу и
5.Повышенная сопротивляемость болезням.
В тестах на обучаемость стимулированные щенки были более активны, лучше исследовали обстановку, чем их однопометники, и превосходили их в ситуациях с конкуренцией.
Были отмечены и вторичные эффекты во время прохождения тестов. В решении простых тестовых ситуаций (прохождения лабиринта) нестимулированные щенки перевозбуждались и делали много ошибок. Их стимулированные однопометники меньше беспокоились или расстраивались от условий теста и были спокойнее, делали меньше ошибок и только в редких случаях показывали дистресс.
Социализация
Выявлено три вида стимуляции, которые влияют на развитие и формирование животного. Первый — ранняя нейростимуляция, второй — социализация. Первые два вида имеют одно общее качество — они ограничены определенным периодом. Когда Лоренц впервые написал о важности стимуляции, он писал об импринтинге на ранних этапах жизни и его влиянии на позднейшее развитии индивида. Он утверждает, что импринтинг отличается от условного научения и происходит очень быстро, результаты же его являются постоянными. Одно из первых и самых заметных исследований на крупных животных принадлежит Келлоггу и Келлогг (Kellogg, W.N. & Kellogg, The Ape and the Child, New York: McGraw Hill). Будучи учеником д-ра Келлогга, я обнаружил, что он и его жена имеют опасный интерес к детям и детенышам животных, и к изменениям и различиям в период раннего развития. Их исследование включало выращивание их новорожденного ребенка с новорожденным приматом. Оба младенца росли вместе, как близнецы. Этот труд, как и последующие, должен был показать, что среди млекопитающих есть огромные различия в скорости физического и психического развития. Некоторые рождаются относительно зрелыми и быстро способны двигаться и предвигаться, в то время как другие неразвиты, не могут передвигаться и медленно развиваются. Например, обезьяна резус показывает быстрое и преждевременное развитие с рождения, в том время как шимпанзе и другие приматы развиваются гораздо дольше. Самый медленный и поздний в развитии — человек.
Одной из самых ранних попыток исследовать и изучить существование социализации у собак было предпринято Скоттом и Фуллером (Scott & Fuller, (1965) Dog Behavior -The Genetic Basics, University Chicago Press). В ранних трудах они смогли продемонстрировать, что основная техника проверки существования социализации была показать, насколько охотно взрослые животные усыновят молодых или примут детенышей другого вида. Когда животное — приемный родитель — переносит свои социальные контакты на новые виды, исследователи заключают, что социализация имеет место. Большинство исследователей согласны, что среди всех видов недостаток адекватной социализации ведет к неприемлемому поведению и часто продуцирует нежелательную агрессию, навязчивость, трусость, сексуальную неадекватность и равнодушие к партнерам.
Исследования социализации подтвреждают, что критические периоды для человека — между тремя неделями и двенадцатью месяцами жизни. Для собак период короче, между четвертой и шестнадцатой неделями жизни. В эти критические периоды две вещи могут пойти неправильно. Во-первых, недостаток социальных контактов может помешать правильному эмоциональному развитию, что может негативно повлиять на развитие связи с человеком. Недостаток адекватной социальной стимуляции (уход, материнская забота, контакт с остальными) плохо влияет на социальное и психологическое развитие.
Во-вторых, чрезмерная опека может помешать правильному знакомству с остальными индивидами и ситуациями, которые имеют огромное влияние на рост и развитие. Литература показывает, что люди и животные схожим образом реагируют на недостаточную стимуляцию. У людей недостаток любви и объятий повышает риск развития в отчужденную, равнодушную, асоциальную или социопатическую личность. Чрезмерная материнская ласка тоже может иметь отрицательный эффект. Это происходит, когда ребенка ограждают от внешних контактов, или «привязывают к юбке», ограничивая возможности исследовать и взаимодействовать. В результате это порождает зависимую, социально неприспособленную и иногда эмоционально возбудимую личность.
Отсутствие внешнего социального взаимодействия и для детей, и для щенков обычно кончается недостатком обучаемости и социальной приспосабливаемости. Защищенный молодняк, который вырос в ограниченной среде, часто становится болезненным, подавленным, недостаточно гибким и неспособным устанавливать простые социальные связи. В общем, они неспособны продуктивно функционировать или успешно взаимодействовать во взрослом состоянии.
Владельцы, которые имеют напряженный рабочий график, часто вызывают проблемы у своих животных. Предоставленные самим себе, с редкими случайными выходами из дома или с участка, они редко видят других собак или людей и в целом страдают от недостатка стимуляции и социализации. Для большинства побочным эффектом являются одиночество и скука. Результатом этого становятся отклонения поведения в виде грызения, копания и непослушания.
Очевидно, что небольшое количество стресса, а затем ранняя социализация, могут привести к хорошим результатам. Опасность состоит в том, что неизвестны пороговые значения чрезмерной и недостаточной стимуляции. Многие неправильно социализированные детеныши вырастают неподготовленными к взрослой жизни, неспособные справляться со сложностями. Попытки ресоциализировать их во взрослом состоянии давали лишь небольшой успех. Это подтверждает, что «окно», открытое для ранней нейростимуляции и социализации, работает только один раз. После того, как оно закроется, можно сделать мало или почти ничего, чтобы преодолеть негативный эффект от чрезмерной или недостаточной стимуляции.
Третья, и заключительная часть процесса роста и развития — обогащение. В отличие от первых двух, у нее нет ограничений по времени, и она занимает довольно долгий период. Этот термин сложился как обозначение положительной суммы опыта, который имеет кумулятивный эффект для индивида. Обычно в обогащение включено знакомство с широким разнообразием интересного и нового с постоянной возможностью свободно исследовать, манипулировать и взаимодействовать с ним. В более поздний период те, кто рос в обогащенной среде, более любознательны и лучше справляются со сложными задачами. Обучающая ТВ-программа «Улица Сезам», возможно, самая известная из обогащающих передач. Результаты обследования детей показали, что те из них, кто ее регулярно смотрел, лучше справлялись с задачами, чем их ровесники, и позже поступали в колледж.
Схожая аналогия может быть проведена с собаками. Все время, пока они растут, они учатся, поскольку их нервная система развивается и накапливает информацию, которая может понадобиться позже в жизни. Исследования Скотта и Фуллера подтверждают, что щенки, выросшие в обедненной среде, при наличии выбора предпочитали оставаться в клетках. Те же, кто получал даже небольшую стимуляцию между пятой и восьмой неделей жизни, были более любознательны и очень активны. Если дверь клетки оставалась открытой, они тут же выходили наружу. Нестимулированные щенки более осторожны ко всему новому и склонны чаще отступать, чем исследовать. Даже хорошие щенки с прекрасными родословными не будут исследовать или выходить из клеток, и их трудно обучать в дальнейшем. Они во многих отношениях напоминают депривированных детей. Они предпочитают привычную и безопасную среду клетки миру вокруг них.
Регулярные выходы в парк, магазины и занятия по послушанию и аджилити служат хорошим предметом обогащающей активности. Преследование и апортировка мяча тоже, поскольку обеспечивает физическую нагрузку и приносит поощрение. Но не надо путать их с обогащающими упражнениями. Игры с мячом надо использовать как зарядку и игру или поощрение после возвращения с прогулки или занятия. Они не могут заменять походы в магазин или на занятия, которые дают собаке множество возможностей исследования и изучения.
Итак, выглядит очевидным, что стресс на ранних этапах жизни может принести положительные результаты. Опасность кроется в том, что неизвестны пороговые значения чрезмерной или недостаточной стимуляции. Однако отсутствие или недостаток адекватного количества стимуляции в целом дает негативные и нежелательные результаты. Поэтому стоит предположить, что применение описанной выше техники может дать положительный эффект. Каждое из них имеет кумулятивный эффект и поддерживает следующую стадию развития.
Поделиться528-06-2012 20:03
Заключение
Заводчики могут извлечь пользу из доступной информации по улучшению своих собак. В целом, наследственность отвечает за 35% качеств, но остальные 65% (выращивание, тренировка, питание) могут составить значительную разницу. При выращивании заводчики должны руководствоваться правилом, что надо ограждать щенков от недостаточной и чрезмерной стимуляции. Не игнорируя щенков в первые два месяца их жизни, они должны обеспечить правильный подход к ознакомлению их с детьми, людьми, игрушками и другими животными на регулярной основе. Уход и массаж всех частей тела щенков необходим с третьего дня жизни. Щенки, которых регулярно трогали с ранних дней, в целом не будут остерегаться рук во взрослом состоянии.
Из-за риска недостаточной стимуляции, техника стимуляции предложена на основе работ Арскески, Келогга и Йеркса, а также программы «Био Сенсор» (позже известной как «Программа Супер-собака»).
Опыт и исследования указывают на положительный эффект, которого можно достичь, используя раннюю нейростимуляцию, социализацию и опыт в обогащенной среде. Все это объясняет различия между индивидами в обучаемости, здоровье и потенциале. Кумулятивный эффект трех стадий хорошо задокументирован. Все они служат интересам владельцев, которые хотят получить высокие результаты. Все это вносит вклад в развитие и потенциал индивида.
Видео, в котором щенка готовили по программе ранней стимуляции - интересные упражнения
Поделиться628-06-2012 20:10
Так же в тему:
Патрушева Елена
Раннее развитие щенков
Не так давно в научной литературе были опубликованы результаты интересного исследования итальянских учёных. Ветеринарные врачи из Неаполя организовали телефонный опрос владельцев собак, целью которого была установка и систематизация характерных особенностей поведения собак в зависимости от их возраста. Всего специалисты опросили владельцев 140 собак. Возраст животных колебался от полутора до семи лет. Около 50% собак были куплены в зоомагазине, 33% — подарены друзьями или родственниками, а 16% приобретены у заводчиков. В числе животных не оказалось собак, взятых из приюта или подобранных на улице. Половина попала к хозяевам в возрасте 30–40 дней, в то время как других щенков взяли в возрасте 60 дней и старше.
Кроме вопросов о возрасте собаки, способе её приобретения и возрасте, в котором щенок попал к новым владельцам, собаководы ответили на ряд вопросов, касающихся характера их питомца и основных черт его поведения.
Исследователи выяснили, что самыми распространёнными поведенческими проблемами оказались излишняя навязчивость животного и боязнь громких звуков. Более молодые (до трёх лет) были склонны также к разрушительной деятельности. У собак, рано взятых из помёта (независимо от породы и возраста), значительно чаще проявлялась склонность к различным поведенческим расстройствам. В их числе: порча предметов в доме, беспричинный лай, страх перед прогулками, боязнь громких звуков, охрана игрушек и еды, навязчивое поведение, агрессия. Исследователи не смогли точно выяснить, почему раннее взятие из помёта столь отрицательно влияет на поведение собак в будущем. Они предполагают, что у некоторых собак есть генетическая предрасположенность к развитию определённых фобий, а слишком раннее взятие из помёта и связанный с этим стресс у щенка может увеличить вероятность того, что они разовьются. Авторы исследования делают вывод: «Если щенок был слишком рано взят от матери и однопомётников и жил в зоомагазине, то это сказывается как на его поведении в будущем, так и на его способности адаптироваться к новым условиям окружающей среды и социальным отношениям».
Раннее развитие и общение
«Влияние раннего общения на эмоциональное развитие щенков» — так называется работа группы итальянских учёных из Университета Пизы.
Целью этого исследования было выяснить, как влияет общение с людьми в раннем возрасте на эмоциональную устойчивость щенков. В исследовании принимали участи 43 щенка из семи помётов. Четыре помёта жили в профессиональном питомнике по разведению собак, а три — в доме обычных собаководов. В каждом помёте половина щенков общалась с людьми с 3-го по 21-й день (их на короткое время брали на руки, поглаживали). Для того чтобы оценить эмоциональность щенков, проводился тест на изоляцию в возрасте восьми недель. Результаты показывают, что щенки, которые ранее общались с людьми, оставаясь в одиночестве, гораздо позже начинали скулить и больше времени исследовали окружающую обстановку. Учёные делают вывод: если заводчик будет брать маленьких щенков на руки и поглаживать их, то в будущем у этих животных эмоциональное развитие будет лучше, чем у щенков, лишённых тактильной стимуляции в первые недели жизни.
Кинологи из Американского клуба собаководства подготовили исследование на тему «Периоды раннего развития и влияние эффекта стимуляции на социальный опыт собак».
Первый год жизни животного очень важен. У новорождённых щенков есть несколько физиологических особенностей: их глаза закрыты; у них плохая терморегуляция; их пищеварительная система ещё не сформирована полностью и они нуждаются в уходе матери. В одном из исследований щенков забирали от матери и однопомётников на три минуты каждый день в течение первых 5–10 дней жизни. Температура тела малыша становилась ниже нормальной. Этой мягкой формы стресса было достаточно, чтобы стимулировать гормоны надпочечников и гипофиза. В более поздних экспериментах эти животные смогли лучше противостоять стрессу, чем однопомётники, которые не подвергались такому испытанию. Ранняя стимуляция может иметь положительные результаты, но ею нужно пользоваться осмотрительно, потому что излишнее перенапряжение щенка может привести к негативному опыту. Например, щенки, пережившие слишком сильный стресс, становятся легковозбудимыми.
Кстати, в своем докладе американские кинологи опираются на программу «Биосенсор» (другое название — «Суперсобака»). Она разрабатывалась в 1968–1976 гг. Министерством обороны США. Военные хотели создать животных с повышенными служебными способностями. Одной из важных составляющих подготовки «суперсобак» было проведение ранней стимуляции щенков на основе хендлинга (приучения к рукам, поглаживания). Специалисты посчитали, что период с 3-го по 16-й день жизни щенка — самый благоприятный для тактильной стимуляции. У щенков, с которыми регулярно занимались, позднее выявили ряд преимуществ: стабильный сердечный ритм, более здоровые надпочечники, высокие устойчивость к стрессу и сопротивляемость заболеваниям.
Классы для щенков
Американское ветеринарное общество поведения животных (AVSAB) рекомендует собаководам как можно раньше заниматься социализацией щенка. Многие специалисты предлагают даже не ждать завершения курса вакцинации.
Если раньше считалось, что до окончания всех прививок щенку лучше не гулять на улице и не общаться с другими собаками, то теперь ветеринарные врачи вслед за российскими дрессировщиками, уже около 25 лет призывающими к подобной практике, считают, что до возраста 12–16 недель важно успеть познакомить щенка с как можно большим количеством различных «раздражителей». Врачи считают, что можно приводить щенков в специальные «щенячьи классы», организованные на дрессировочных площадках или в помещении клуба собаководства, чтобы собаки могли пообщаться с сородичами. Конечно, риск того, что щенок может заразиться, всё-таки существует, но он несоизмеримо меньше, чем вред от поведенческих проблем в будущем, если собака не будет вовремя социализирована.
Известный в Америке ветеринарный врач и специалист по поведению животных доктор Ян Данбар считает, что у «щенячьих классов» огромные преимущества: тут щенки могут поиграть с сородичами, встретиться с незнакомыми людьми, укрепить привязанность к хозяину, ведь всё обучение проводится в игре и с положительным подкреплением.
Литература
Pierantoni L., Albertini M., Pirrone F. Prevalence of owner-reported behaviours in dogs separated from the litter at two different ages // Veterinary Record, 2011.
Gazzanoa A., Maritia C., Notarib L., Sighieria C., and McBridec E. A. Effects of early gentling and early environment on emotional development of puppies // Applied Animal Behaviour Science, 2008, April, vol. 110, issues 3-4.
Carmen L. Battaglia. Periods of Early Development and the Effects
of Stimulation and Social Experiences in the Canine // Journal of Veterinary Behavior: Clinical Applications and Research, 2009, September, vol. 4, issue 5, p. 203–210.
Early puppy socialization classes: risks vs. benefits // Veterinary medicine, 2009, December.