Почему у собак возникают проблемы поведения?
интервью Ольги Кажарской для журнала "Мир Собак"
Проблемы поведения на 80% обусловлены стрессом. Эта статистика была собрана шведским зоопсихологом Андерсом Халлгреном, а недавно я нашла ту же цифру у исследователя поведения людей, врача Марка Хаймана (США). Значит, мы должны серьезней относиться к тому, как мы обращаемся со своими собаками. Ведь стресс – это не только волнение из-за какого-то события, но и неправильное питание, плохой уход, отсутствие контакта с хозяином, недостаток прогулок, болезни, гормональные изменения и т.д.
Поэтому решение проблем поведения начинается с создания нормальных условий содержания собаки. В связи с этим надо особо отметить, что бессмысленно решать проблему поведения, если хозяин не собирается создавать условия, соответствующие потребностям собаки.
Многие люди говорят, что им некогда заниматься всем этим. Они считают, что проблему можно решить механически, скажем, надев на собаку строгий ошейник. Как правило, такие люди очень удивляются, когда им советуешь решать проблему с другого конца. Но, я думаю, что скоро уровень общего образования вырастет настолько, что подобный подход станет очевидным.
Почему собаки нападают на детей, взрослых, других собак? И может ли зоопсихология в принципе решить проблему агрессивных собак?
Современная наука показывает, что у животных нет спонтанной агрессии. Агрессия – это способ живого существа защитить себя, свою семью и свои ресурсы. Причем, любое животное сначала пытается показать, что ему что-то не нравится, потому что открытая агрессия опасна не только для других, но и для него самого. Именно поэтому у животных есть хорошо развитая система сигналов предупреждения, в том числе так называемые сигналы примирения.
Собака становится агрессивной только когда другая сторона не реагирует на предупреждение. Вопрос только в том, какое явление данная собака считает опасным для себя? Чем меньше знает собака об окружающем мире, тем больше явлений кажутся ей опасными. Чем хуже условия ее содержания, тем хуже состояние ее нервной системы и, следовательно, тем быстрее она раздражается. Дело усложняет еще и тот факт, что люди нередко провоцируют собак – намеренно или не намеренно. Они портят нервную систему собаки, стремясь подавить ее, как некую бестию, злую от природы. Грубый тон общения с собакой нередко специально культивируется как единственно правильный; агрессивные действия людей, выдаваемые за «воспитание», практически куют злых собак, от которых потом страдает все общество. Поэтому мы можем глобально решить проблему агрессивных собак всего лишь перестав грубо обращаться с ними.
Правда ли, что правильная выбранная порода собаки может избавить семью от потенциальных проблем?
Безусловно. Это основа гармонии совместной жизни человека и собаки. Приобретая собаку, мы заранее можем предположить, какие занятия, сколько физических нагрузок, и какой тип контакта с хозяином ей будут необходимы и, исходя из этого, понять, подходит ли конкретная порода нашему образу жизни.
К сожалению, многие пока еще уверены в том, что собаку любой породы можно подогнать под свой вкус, просто проведя курс дрессировки. Но такое решение обычно приводит к целой лавине проблем поведения. Поэтому прежде чем брать домой, к примеру, модную, но сугубо рабочую бордер колли, подумайте, как будет ощущать себя такая собака в семье, все члены которой уходят рано утром на работу, возвращаются поздно вечером и могут позволить собаке всего пару десятиминутных прогулок на поводке. Вероятней всего, собака будет выплескивать энергию, громя квартиру, и это не собака проблемная.
Но в человеческом обществе мы не всегда можем позволить собаке делать все, что ей хочется…
Наши собаки действительно нередко страдают оттого, что не могут в полной мере почувствовать себя собаками. Это особенно хорошо видно, например, во время прогулок в людных местах, когда движение собаки ограничено поводком. Мы не можем разрешать собакам бегать по лесу за дикими животными или рыть ямы посреди огорода. Кроме того, у каждого хозяина есть свои привычки, и он должен установить собаке правила совместной жизни.
Но, как мы знаем, собаки способны обучаться. Они могут делать это очень успешно, особенно если чувствуют себя полноценными членами своих человеческих семей и если обучение не представляет для них акт насилия.
Мы можем либо научить собаку поведению, альтернативному к нежелательному, либо дать ей возможность делать то, что она хочет, если нам это не помешает. Скажем, копать ямы собака может не в огороде, а в специально отведенном месте (чтобы собаке было интересно, можно даже закопать в этом месте особое лакомство).
Да, мы должны устанавливать правила. Но мы не должны требовать от наших собак быть безропотными, как плюшевые игрушки. Иначе мы рискуем искалечить их психику. Важно научиться создавать равновесие между ограничивающими правилами и возможностями собаки оставаться собакой.
Помимо специальных занятий, очень важно, чтобы с первых дней своей жизни собака училась контролировать свои эмоции. Эту тренировку хозяин должен проводить мягко, без насилия, двигаясь от простых заданий к более сложным.
Контроль эмоций – это корень послушания, это то, что позволяет хозяину влиять на поведение собаки даже в критической ситуации. Если собака чувствует в хозяине друга, она способна отказаться от своих намерений ради него.
Как-то непривычно употреблять термин «контроль эмоций» по отношению к собаке…
Да, потому что многие десятилетия считалось, что животные не способны испытывать боль, и у них нет эмоций. Так что и контролировать им было нечего. Причем, любой ученый, утверждавший это, наблюдал эмоции у испытуемых животных. По свидетельству современного исследователя эмоций у животных Марка Бекоффа (США), еще в семидесятых его коллеги в нерабочее время с удовольствием рассказывали о своих «печальных кошках» и «ревнующей собаке». Но в стенах университетов упоминание эмоций было запрещено. Это привело к механическому подходу во всем. Механически воспитывали детей, механически выбирали партнеров или работу, механически обращались с природой. Результаты такого подхода мы наблюдаем сейчас, когда чувствуем себя в тупике развития. Кинология тоже стала носителем этой идеологии – и тоже оказалась в тупике. Только сейчас, когда стало ясно, что любая реакция организма возможна только при взаимодействии рефлексов, разума и эмоций, что они взаимно управляют друг другом, к эмоциям стали относиться серьезно.
Получается, что мы должны полностью пересмотреть наши отношения с собаками?
Да. Поэтому привычная кинология рано или поздно вынуждена будет уступить место так называемой «новой кинологии», основанной на том, что собака – это не набор рефлексов: все ее импульсы автоматически фильтруются разумом, а поведение мотивируется жизненным опытом и эмоциями. Чем больше у животного определенного жизненного опыта, чем стабильнее его психика и чем больше развит его ум, тем лучше этот фильтр работает. Именно поэтому наших собак невозможно рассматривать как биомашины с набором рефлексов, воспитывать механическими «дрессировками» и управлять ими с помощью специальных инструментов. Напротив, мы должны с помощью воспитания помочь им стать более опытными и более здоровыми как физически, так и ментально. Наказания и другие механические воздействия противоречат этому подходу: они наоборот делают собаку глупее, а также разрушают ее физиологическую основу - нервную систему.