Е.Н. Мычко, эксперт РКФ
Для понимания социального поведения собаки очень важно представлять особенности ее развития. Становление социального поведения происходит в несколько этапов. Они достаточно четко фиксированы во времени и, что необходимо помнить, являются критическими. Это значит, что определенные события могут происходить только в период развития; если что-либо мешает нормальному протеканию этапа, у собаки развиваются необратимые нарушения поведения. Одни авторы выделяют в детстве собаки больше периодов, другие менее, побольше периодов, другие менее, по-настоящему критическими являются три из них.
Первый период социализации начинается примерно в трехнедельном возрасте и заканчивается около 2 месяцев. Этот ключевой момент в жизни собаки имеет название импритинг (запечатление); впервые этот феномен был описан у уток. У птиц, в отличие от многих млекопитающих, импринтинг протекает молниеносно, занимая несколько часов. У часов импритинг растянут во времени. Щенок запечатлевает образ своей матери в качестве эталона. Отныне настоящие, «правильные» собаки в его восприятии будут выглядеть именно так. Став взрослым, он будет стремиться стать членом стаи именно таких собак, будет искать брачного партнера подобного облика.
При заводском разведении импритинг происходит не только на собак, но и на человека. Ведь мать общается с людьми, те подходят к щенкам, берут их на руки, кормят, играют. Порой случается при вольном содержании, особенно у собак парий, что щенки не видят людей до 2-месячного возраста. Тогда они будут воспринимать человека настороженно, не стремясь сами к общению. Можно при большом желании наладить отношения и с такой собакой, но полного контакта не получится никогда. Не прошедшая запечатления на человека собака «в душе» останется всего лишь прирученным животным. Полностью контролировать ее поведение, предсказать реакцию на серьезную опасность невозможно. Кстати, в местах традиционного разведения щенки САО, КО и других пастушьих пород импринтируются еще и на скот, который охраняют их родители. В результате, овца воспринимается собакой как непременный член ее социума, ей нельзя причинять вред.
В первом периоде социализации щенок должен близко познакомиться с обликом всех возможных социальных партнеров. Образно говоря, он должен воспринять, как выглядят и ведут себя «настоящие собаки».
Обратите внимание, насколько легче щенок находит общий язык с однопородниками, с собаками сходного облика и похожей мимикой. С каким удовольствием маленький азиат играет с кавказцем или лайкой, как радостно бросается маленький ризеншнауцер ко всем «усатым и бородатым» собакам, и как недоверчиво, даже с легким испугом смотрит и тот, и другой на борзую или бульдога. Эти животные не укладываются в представление щенка, как должны выглядеть «мы, собаки».
Второй период социализации плавно сменяет первый. Окончание импритинга примерно совпадает с переходом с только молочного вскармливания на твердую пищу. Главное в этом периоде – становление индивидуальности собаки, формирование личностных отношений между однопометниками. Раньше конкуренция носила случайный характер. Допустим, два щенка разом попытались взяться за один сосок, одному удается оттолкнуть другого – конфликт исчерпан. С наступлением второго периода щенки начинают легко различать друг друга. Одни стремятся быть рядом, играют; другие избегают друг друга или постоянно конфликтуют. Эти детские стычки еще очень мало ритуализованы.
В ходе таких драк постепенно складывается щенячья иерархия. В отличие от взрослой она обязательно жестко линейная. Во главе стайки стоит самый упорный и агрессивный щенок. Разумеется, нет разделения социальной структуры на кобелиную и сучью, ведь до начала полового созревания еще не один месяц. Достаточно часто вожаком щенячьей банды становится сука. В этот период развития суки опережают кобелей по физиологической зрелости: у них лучше координация быстрее реакция, выше социальные притязания. Да и по скорости роста суки в 2-4 –месячном возрасте могут опережать братьев.
Бывает, разумеется, что главенствующую роль с самого начала захватывает кобель с большими амбициями. От такого юного «террориста» прочие щенки страдают очень сильно. Маленький главарь постоянно готов биться за кость, за игрушку, просто под настроение. Итогом этих боев оказываются выломанные молочные зубы (бывает, что и постоянные выворачиваются с корнем), нажеванные в кровь уши, прокушенные лапы и прочее. Щенок оказывающийся в самом низу иерархической лестницы выглядит просто жалко. Запуганный, не решающийся сделать лишнего шага, постоянно недоедающий. Пусть даже пищи дают вдоволь, главный щенок не откажет себе в удовольствии набить живот до отказа т рыком отогнать всех сверстников от остатков еды.
Во втором периоде социализации мать, отец и прочие члены стаи всерьез берутся за привитие молодняку правил общежития. Самый агрессивный щенок, постоянно конфликтующий с однопометниками, привлекает к себе внимание старших. Методы воздействия оказываются самыми разнообразными: от устрашающего рыка и тычков носом до битья открытой пастью и топтание ногами. Провинившегося щенка сбивают на землю, треплют, катают, пока он не начинает визжать в голос, приняв позу подчинения ( на спине брюхом кверху, открыв пах и отвернув морду в сторону). Подобные уроки повторяют раз за разом, пока щенок не усвоит как должны вести себя воспитанные собаки. Постепенно ритуальные драки сходят на нет, заменяясь все более сложными демонстрациями превосходства и подчинения.
При отсутствии контроля со стороны старших животных либо, что бывает реже, при недостаточном внимании матери конфликты между щенками приводят к тяжелым последствиям (физические травмы участников). Самый низкоранговый щенок не только получает увечья, но и оказывается еще под давлением постоянного социального дистресса. И если раны зарастают, то опыт постоянных поражений в борьбе оказывается незабываемым. Такой щенок, став взрослым, занимает низшую иерархическую ступень в иерархии, не рискует отстаивать свои притязания и постоянно готов к поражению в любом конфликте.
Во втором периоде социализации формируется личность собаки, она получает первые уроки социальных взаимоотношений. В этом же периоде щенок узнает на опыте, насколько он может удовлетворить свои притязания. Молодые со средними социальными амбициями обычно проходят второй период без особых осложнений.
Однако судьба потенциального доминанта весьма проблематична. В удачной ситуации он обучается, как добиваться своего, приобретает опыт лидерства в детской стае. Зачастую в этом везет кобелям от высокоранговой пары, те на примере родителей видят, как надо вести себя, как принять позу превосходства, как вынудить соперника подчиниться. Однако бывает и наоборот, щенок с очень высокими амбициями настолько раздражает старших, постоянно затевая драки, что те не оставляют его в покое ни на день. В результате, щенок не может подтвердить свои притязания в группе ровесников, зато оказывается под постоянным прессом взрослого общества. В конечном итоге он может сломаться психически, благо его более удачливые братья не упускают возможности отыграться за все свои прошлые обиды.
Следует отметить, что именно в этот период взрослые собаки, в первую очередь мать, начинают четко распознавать щенков и относится к каждому из них дифференцировано. Зачастую невозможно понять, почему к одному из щенков сука неизменно дружелюбна, а его брата или сестру с трудом терпит. Тем не менее, в каждом помете один, редко два щенка становятся всеобщими «любимчиками», а их менее удачливый однопометник, оказывается на положении юного изгоя. Интересно, что физические качества и особенности поведения щенков – антиподов могут, на взгляд человека, вообще не различаться.