Автор Э.Гроссман
Мы с Мардж, будучи экспертами Американского Кенел Клуба, долгие часы обсуждали, на что мы обращаем внимание, когда судим на рингах. Не всегда соглашаясь в оценке отдельных собак и методов экспертизы, мы пришли к единому мнению в одном – очень легко определить собаку, которая займет последнее место. Нет, это не обязательно собака плохого сложения или плохо подготовленная к выставке. Это собака, которую плохо показывают, у которой плохой хендлер. Часто бывает, что владелец или хендлер, выходя на ринг, своим поведением, манерой держаться и показывать собаку говорит нам, что он не уверен ни в себе, ни в своей собаке.
Разумеется, мы судим не хендлера, а собаку, но часто он передает собаке свое настроение, и тогда проигрыш почти неизбежен. И это очень жаль. Потому, что часто собака бывает достойна награды, но не получает ее из-за неумелого показа.
Хороший эксперт может на первых же кругах двинуть вперед достойных собак. Это – собаки с гордо поднятой головой, энергичным хвостом, они радуют глаз. После этого мы быстро оцениваем линию верха, пропорции, походку. Когда группа хороших собак выстроена в ряд для осмотра, они выглядят в основном так же, как эксперт увидел их на расстоянии. Начиная оценивать выстроенных в ряд собак, эксперт смотрит, прежде всего на то, за что собака штрафуется: голова, прикус, постав плеча и т.д. Затем судья смотрит на собаку в целом: на сбалансированность ее частей тела. Эксперт не дает баллы как награду за отдельные части тела, гораздо важнее, на сколько они гармоничны между собой. У красивых собак могут быть проблемы, заметить которые зрителю со стороны трудно.
Мне лично нравится оценивать собаку по тому, как она показывается. Я оцениваю каждую часть и затем выношу общее впечатление. Стараюсь, чтобы мои критические замечания не носили негативную окраску, но лучше – быть прямым и честным. Окончательно расставив ринг, эксперт должен объяснить свое решение. Ведь экспонент платит именно за это. Если эксперт дает разумное объяснение, у экспонента, по крайней мере, остается впечатление, что оценку его собаке поставили справедливо.
На большинство экспертов производит хорошее впечатление тщательная подготовка собаки к выставке. Эксперт чувствует, что вы постарались представить собаку в лучшем виде. Эксперт видит, что вы цените его мнение.
А вот то, что эксперт не ценит на ринге, - это «гипноз». Есть люди, которые ставят собаку в выигрышную позу, а затем ловят взгляд эксперта, как бы внушая ему, чтобы он продвинул собаку вперед. Одна из разновидностей такого поведения - экспонент смотрит на эксперта умоляющими глазами, как бы говоря: - «моя собака должна победить». Ну что же, прекрасно. Если это, действительно лучшая собака, она победит. В противном случае идет «игра на нервах». Большинство экспертов такому воздействию не поддается.
Любопытно наблюдать, как собаку пытаются представить высокопередой. Только что эксперт видел собаку с задом выше холки, и вдруг перед ним та же собака, но с идеальной линией верха. А вот собака, подтянутая на поводке. Зад у нее отстоит так далеко, что весь свой вес она несет на передних конечностях. Меня такие трюки забавляют, но не впечатляют.
Положение тела и походка собаки должны быть естественными и зависеть только от двух вещей: земного притяжения и телосложения. Искусственная осанка не делает собаку хорошей, а лишь вводит в заблуждение судью. Когда собаке, которой придали искусственную высокопередость, дадут возможность двигаться естественным аллюром, станет очевидным контраст между ее прежнем видом и тем, как она выглядит на самом деле. Хороший эксперт сумеет правильно оценить собаку в движении. Собака движется так, как она сложена. Замаскировать можете, но сфальсифицировать – нет.
Опытный хендлер ловко манипулируя поводком, заставит собаку передвигаться на разных аллюрах, может создать у эксперта ложное впечатление. Судья стремится увидеть то, что он хочет увидеть, а не то, что ему показывают. Я прошу ослабить натянутый поводок и наблюдаю за движениями собаки весь круг под разными углами. Бывает что, после объявления оценок экспонент оспаривает решение эксперта. Часто цель этого не заставить эксперта поменять место или оценку (это не возможно), а с дальним прицелом, что на следующей выставке эксперт, запомнив, обратит внимание. Это не только не спортивно, но и ставит судью в неловкое положение. Эксперт ценит экспонентов, которые спокойно воспринимают победы и поражения. Если вам не нравится экспертиза, не выставляйте больше под этого эксперта. Экспонент ожидает от эксперта вежливости и уважительного отношения. Точно так он сам должен относиться к эксперту. Иногда эксперту нравится перекинуться словечком с экспонентом, но не злоупотребляйте этим. Судья находиться на ринге для работы, а не для светского общения. На ринге запрещено обращаться к собаке, употребляя ее полную официальную кличку. Этим эксперту хотят напомнить, какая собака перед ним находится. За такое поведение экспонента могут удалить с ринга. Экспонент должен не опаздывать на ринг и держать собаку в готовности к показу. Иногда некоторые экспоненты опаздывают, например, заняты на другом ринге. Обычно эксперт дает время, чтобы все собаки были приведены на ринг, но ждать бесконечно он не может. Для таких случаев должен быть запасной хендлер, чтобы провести собаку. Систематически опаздывающие экспоненты вызывают у эксперта раздражение. Иногда судья в ожидании ринга, сидит на ринге. Какой-то "рассеянный" экспонент ставит свою собаку рядом, как бы не замечая судью, гладит прекрасную шерсть, движение опытной руки проводит по прекрасным плечам, громко выражает восторог перед этой "прекрасной собакой". На ринге не дают наград за актерское мастерство, и такому экспоненту нечего ожидать. На экспертов такие трюки редко производят впечатление.
То, что на эксперта производит впечатление, это правильно показанная собака, умение экспонента с лучшей стороны показать свою собаку и самого себя, т.е. держаться самому на заднем плане, не задвигать свою собаку. Многие эксперты, проводящие экспертизу разных пород, часто расставляют собак на основе принципов анатомии и собственного представления о породе. Но эксперт-породник часто смотрит глубже, делая упор на характерные особенности породы. Главное – сбалансированность. Эксперт - разведенец, может сделать основной упор на тип, меньше предавая значения общему физическому развитию.
Никогда два разных человека не смотрят на собаку с абсолютно одинаковой точки зрения. Поведение, стиль, аллюр могут показаться очень разными эксперту и зрителю за рингом. Если зритель не согласен с экспертом, это вовсе не означает, что один ничего не видит, а другой нечестен. Просто проблемы экспертизы часто вызывают споры. Довольных на ринге всегда меньше, чем недовольных. На каждой выставке всегда бывает больше людей, которые считают эксперта «не способным» или еще того хуже. И меньше людей, которые от него в восторге.
За многие годы судейской практики большинство из нас пришли к убеждению, что экспертиза собак – далеко не точная наука. Симметрия, сбалансированность, красивые формы, аллюр – это не научные, а скорее художественные термины, правильно использовать их может тот, у кого «есть глаз на собак». Эксперт должен знать множество таких тонкостей, как форма морды, линия губы, цвет глаз, постав плеча и ряд других мелочей, на которые кроме него мало кто обращает внимание. Если вы хорошо знаете породу, то у большинства собак различия достаточно очевидны, чтобы вы составили себе о них мнение, как только их увидите.
Большинство экспертов разделяет мое мнение, что гораздо легче определить победителя в группе хороших собак, чем выделит лучшую собаку в группе посредственных. Но слишком часто эксперту приходиться иметь дело с группой посредственных собак. Хотя он и должен присуждать награды, но это совсем не так приятно, как проводить экспертизу группы высокого уровня. Эксперт стремится работать добросовестно. Помогите ему в этом, проявите ваш спортивный дух. От этого выиграют все участники.