Кинология в Саратове v.2.0.2.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Кинология в Саратове v.2.0.2. » архив закрытых тем » Кинология в гуманитарных науках


Кинология в гуманитарных науках

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

на психологическом форуме нашла выдержку из автореферата
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖВИДОВОГО ЭТОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СЕМЬИ

[small]чтобы посмотреть - нажмите слова "Скрытый текст"[/small]
[more]На правах рукописи

Никольская Анастасия Всеволодовна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖВИДОВОГО ЭТОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СЕМЬИ

Специальности 19.00.05 – социальная психология
19.00.01 – общая психология, психология личности,
история психологии,

АВТОРЕФЕРАТ
Диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва - 2008

Работа выполнена на кафедре «Связи с общественностью» Государственного университета управления, г. Москва.

Научный руководитель:
доктор психологических наук, доцент Антоненко Ирина Викторовна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор
Агапов Валерий Сергеевич
кандидат психологических наук, доцент
Отц Екатерина Викторовна

Ведущая организация: Московский университет МВД РФ

Защита состоится 04 декабря 2008 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.049.01. по адресу: 109542, Москва, Рязанский проспект, 99, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного университета управления.

Автореферат разослан «31» октября 2008 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор психологических наук, доцент Ионцева М.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Актуальность исследования
Семья, в которой живет собака, представляет собой интересный социальный феномен. Такая семья образует своеобразное межвидовое этологическое сообщество, члены которого тесно взаимодействуют друг с другом. По данным статистики, в Москве на сегодняшний день каждая пятая семья имеет собаку. При этом в последние годы во многих странах, и особенно в их мегаполисах, население все чаще сталкивается с проблемой отклоняющегося поведения своих домашних питомцев, прежде всего собак. С высокой частотой встречаются такие феномены, как необоснованная [или кажущаяся необоснованной] агрессия, патологические страхи, стереотипии и пр.
С 90-х годов ХХ века растет количество публикаций, отражающих результаты исследований, посвященных данной проблематике. Два основных вопроса, которые ставят перед собой исследователи, - выявление причин отклоняющегося поведения и разработка способов преодоления этих расстройств.
Реальной перспективой помощи животным и их владельцам может стать анализ особенностей развития животных в детстве, анализ их взаимодействия с хозяевами, то есть условия формирования их психики и обстоятельств жизни, которые привели к патологическим проявлениям. Зарубежные специалисты, работающие в данной области, являются, в основном, ветеринарами. Однако есть все основания полагать, что эффективное решение проблемы помощи собакам и их владельцам невозможно без обращения к психологии. Для отечественной психологии эволюционный подход к изучению механизмов поведения и психики является традиционным [Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин].
Причины и механизмы формирования расстройств психики и поведения [в том числе, и на уровне социальной адаптации] в раннем онтогенезе достаточно полно представлены в детской психологии и психиатрии. [В.В. Лебединский, 1991, М. К. Бардышевская, 1996, Н. С. Бурлакова, 1999, Дж. Каплан и Г. Сэдок, 2004, Э.Г. Эйдемиллер, 2005 и др]. Используя теорию и практику современной детской клинической психологии, можно на этой методологической и методической базе попытаться разработать не только диагностические подходы, но и предложить способы поведенческой терапии животных, страдающих теми или иными отклонениями в поведении. В мировой психологической, в том числе и зоопсихологической, литературе накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий о том, что такой подход вполне правомерен. [Харлоу, 1969, Хайнд 1976, Мак-Фарленд, 1969, Палмер, 1999, Хейс, 2006].
Но существует и другая социально-психологическая проблема, которая также становится все более острой. В процессе тесного совместного существования в рамках городской квартиры, человек ожидает от собаки исполнения роли домашнего любимца, которую каждый член семьи может определять по-своему. Между ролевыми ожиданиями членов семьи от собаки возникает несоответствие. Животное, в свою очередь, в зависимости от своих характерологических особенностей и мотивации в борьбе за статус, может соответствовать или не соответствовать ролевым ожиданиям владельцев. В случае несоответствия поведения собаки ролевым ожиданиям владельцев, последние неадекватно формируют алгоритм взаимодействия с животными. Неадекватные ожидания владельцев, их незнание видотипичных механизмов поведения, антропоморфизм в отношении домашних питомцев могут приводить к тому, что животное начинает проявлять девиантное, с точки зрения хозяев, поведение. Анализ отношений в системе «человек-собака» позволяет формировать адекватные отношения и эффективное взаимодействие между ними.
Целью данного исследования является выявление специфической формы социально-психологического взаимодействия человека и собаки, живущей в семье;
Объект исследования: взаимодействие человека и собаки.
Предмет исследования: специфика социально-психологического взаимодействия человека и собаки.
Задачи исследования:
1. Социально-психологический анализ структуры семьи, в которую входит собака, где основными факторами взаимодействия человека и собаки является поведение человека с одной стороны и поведение собаки с другой стороны.
2. Определение социально-психологической специфики межвидового взаимодействия человека и собаки в городской семье.
3. Разработка практических рекомендаций для оптимизации процесса взаимодействия человека и собаки.
Гипотеза: межвидовое взаимодействие человека и собаки в городской семье представлено специфической формой социально-психологического взаимодействия, опосредованного рядом факторов.
Теоретико-методологические основы исследования. В работе использована методология построения обоснованной теории по А.Страуссу. Применены теоретические положения психологической теории деятельности и концепции образа мира А.Н.Леонтьева, теория социальных ролей Т.Парсонса, концепция культурно-исторического развития Л.С.Выготского и концепция развития психологии телесности А.Ш.Тхостова. Использована концепция Б.В.Зейгарник о нарушениях трехкомпонентной структуры мышления.
Методические основы исследования: в работе использовались следующие методы: эксперимент [естественный эксперимент], наблюдение, метод опроса [интервью и анкетирование]; тестирование [проективный метод рисунка семьи], тест BPAQ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Структура межвидового взаимодействия человека и собаки включает следующие социально-психологические элементы: ролевые ожидания человека, предъявляемые собаке, взаимодействия человека и собаки, основанное на этих ожиданиях, эмоционально-оценочное восприятие собаки человеком. Эта структура опосредована набором факторов: личностные особенности владельца (ролевые ожидания от собаки, ценностно-мотивационные установки и особенности психотипа владельца, влияющие на взаимодействие с собакой, эмоционально-оценочное восприятие собаки), характерологические особенности животного (особенности психотипа, наследственность), средовые и ситуационные условия.
2. Структура взаимодействия человека и собаки в современной городской семье включает коммуникационный, интерактивный и перцептивный уровни.
3. В системе взаимодействия человека и собаки показаны три типа социального восприятия собаки владельцем: собака как посредник в отношениях людей, собака как посредник в воображаемых отношениях, собака как заместитель в социальных отношениях.
4. У собак выявлено три фактора («человеческий фактор», «животный фактор» и «средовой фактор») нарушения поведения и взаимодействия с владельцами. В рамках этих факторов выделено 7 типов аномального поведения животных. Наблюдается корреляционная зависимость невротических и характерологических расстройств с аналогичными нарушениями у детей (исследование проведено методом лонгитюдного наблюдения).
Научная новизна работы. В социальную психологию введено понятие взаимодействия человека и собаки, выявлена структура этого взаимодействия и основные социально-психологические факторы, влияющие на него. Показано сходство механизмов отклоняющегося поведения у собак и человека. Описано принципиальное отличие, заключающееся в том, что человек ожидает от животного исполнения человеческих ролей, невыполнимых для собаки.
Материалы исследования позволяют расширить и углубить социально-психологические знания, а также разделы зоопсихологии, посвященные психологии и этологии домашних животных.
Обоснована возможность применения целостного подхода к лечению собак, который включает не только симптоматическое лечение, но и учет личностных особенностей владельцев и их взаимодействий с собакой.
Разработаны методологические основы для разработки методик, позволяющие получить количественные и качественные характеристики межвидового взаимодействия человека и собаки.
Теоретическая значимость.
Разработана структура взаимодействия человека и собаки в условиях городской семьи, выявлены основные факторы, влияющие на это взаимодействие («человеческий фактор», «животный фактор», «средовой фактор»), выявлены уровни этого взаимодействия (интерактивный, коммуникативный перцептивный), выявлены структуры семейной группы, в которую входит собака, выявлены факторы нарушения этого взаимодействия (невротические расстройства, характерологические расстройства, расстройства настроения, эндогенное психическое расстройство, психосоматические расстройства, органические расстройства ЦНС, расстройства поведения, вызванные нарушением уровней взаимодействия с владельцами). В системе взаимодействия человека и собаки показаны три типа социального восприятия собаки владельцем: собака как посредник в отношениях людей, собака как посредник в воображаемых отношениях, собака как заместитель в социальных отношениях.
Выявлена взаимосвязь видотипичных условий, необходимых для развития псовых, и неизбежного антропогенного влияния (породные особенности собаки, личностные особенности владельцев, специфика современного города, как среды обитания).
Установлена способность домашних собак дифференцировать негативные эмоциональные состояния владельцев и изменять свое поведение в зависимости от ситуативного контекста.
Практическое значение работы.
Полученные результаты позволили разработать ряд методик, таких как:
• психологическое консультирование семьи, имеющей собаку, с целью формирования адекватных представлений у владельцев о месте, функциях, возможностях, потребностях собаки в семейной группе;
• тест на определение характера взаимодействия владельца и собаки;
• оценка выраженности динамического, мотивационного и операционального аспекта в поведении собаки при взаимодействии с владельцем, которые дают возможность проследить и описать комплексные механизмы формирования отклоняющегося поведения животного (от влияния семьи на возникновение и закрепление отклоняющегося поведения до нарушений развития в раннем онтогенезе).[/more]

2

Marina_Uma

Боровик Марина Андреевна
ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Человечество существует уже несколько тысячелетий, на протяжении которых мировоззрение людей становилось все более многогранным и удивительным. Но культура каждого народа, каждого этноса во все времена была и остается неразрывно связанной с миром животных. Представители фауны являются неотъемлемой частью представлений людей о времени и пространстве, устройстве мира, важным элементом обрядово-ритуальных практик, жизни физической и социальной. Тотемизм, анимизм, различные хозяйственные и социально-религиозные культы, стремление человека осознать себя через животный мир, полное слияние с природой и возвеличивание себя как венца эволюции – вот черты, характерные для становления большинства культурных общностей.
Первые формы культуры возникают вместе с появлением человека современного типа, человека разумного. В первобытной культуре человек ощущал себя частью природы, а животных воспринимал как родственников. Эти представления легли в основу таких явлений как анимизм и тотемизм. В основе анимизма лежит стремление человека переносить свои собственные личные качества на окружающий мир . Тотемизм же уходит корнями в человеческое осознание животных как родственников и предков.
Но ментальный образ животных никогда не был статичен. В частности, в рамках традиционной культуры он менялся под влиянием различных факторов, среди которых основным является хозяйственно-экономический. Примером этому может служить трансформация образа медведя в культуре народов Сибири. Переход от цивилизации кочевых охотников к традиции оседлого земледельчества превратил медведя – хозяина леса в медлительного неуклюжего увальня, спящего непробудным сном все зиму. В свою очередь с развитием скотоводства появилось отрицательное отношение к диким зверям, нападающим на скот и кур
Переход от первобытной культуры к традиционной охарактеризовался, главным образом, появлением первых форм государственности. При этом животные, ранее воспринимавшиеся как родственники, наделялись теперь божественным началом. Теперь у культовых животных было гораздо больше прав, нежели у человека. Зверей почитали, им приносили жертвы, им отдавали право вершить суд над людьми
Исключением стала европейская культура, которая, начиная с античности и до наших дней, развивалась по собственным законам, отличным от тенденций Азии, Ближнего Востока, Африки, и в итоге сформировалась ориентированная на индивидуальность, научно-технический прогресс и республиканские формы правления цивилизация.
Истоки европейской традиции лежат в эллинистической культуре. Именно здесь наметилась новая форма отношения к животным. Г.В.Ф. Гегель в книге «Эстетика» обозначил ее как переход от «уничижения человека» к «уничижению животного» . Начиная, по крайней мере, со времен Гомера в античной Греции уже не было человеческих жертвоприношений, но стали практиковаться жертвоприношения животных. Характерное для других цивилизаций обожествление животных уступило место обожествлению человека. Греческие боги перестали быть похожими на птиц и зверей, и греческие художники и скульпторы изображали их в образе человека. Животные могли еще оставаться атрибутами человекоподобных богов, как, например, орел Зевса или корова Геры, но не более того.
Ранняя европейская цивилизация, конечно, была жестока по отношению к людям, однако важно и то, что она стала ожесточенной против животных.
В религиозном сознании греков и римлян уже не было идеи божественных животных, а также идеи о том, что человеческая природа (душа) может по тем или иным причинам переселиться в тело животного. Греки приносили в жертвы своим человекоподобным богам целые гекатомбы быков, а римлян предпочитали грандиозные травли диких животных на аренах цирков, где также проливали кровь гладиаторы.
С приходом христианства кровавые жертвоприношения, как и гладиаторские бои, были запрещены. Возобладала идея бескровной жертвы Богу, которая приняла формы обета и послушания. Однако процесс «уничижения животных», начавшийся, по мнению Гегеля, еще в античности, продолжался. На этот раз он принял форму судов над животными.
Практика судов над животными, очевидно, была связана с двумя вещами. Во-первых, с видоизмененной практикой жертвоприношения животных, во-вторых, с особого рода философскими и юридическими представлениями, которые во многом наследовали представления первобытной культуры.
Итак, суды над животными, которые имели место в европейском средневековье, предполагали, что животные обладали определенного рода юридическим статусом, т.е. правами. В основе же этого лежала идея о том, что у животных есть душа. Для средневековых юристов, которые учились в университетах и получали схоластическое образование, такая идея могла вытекать из трудов Аристотеля. Исходя из мнения, что все живое обладает ощущениями, движением и разумом, они вывод о смертности души животного в отличие от души человеческой. Душа животного, страстная по своей натуре, не может противостоять этическим порокам и поэтому действия животных контролируются лишь силами природы и высшего разума
Суды животными постепенно прекратились в Новое время. Однако даже в более поздние времена отдельные их рецидивы все еще имели место, приобретая порой пародийно-карнавальную форму. Р. Дарнтон в книге «Великое кошачье побоище» описывает практику истребления кошек на улицах Парижа еще в начале XVIII века. Для Дарнтона – это очень затянувшееся средневековье . В книге Дарнтона судилище над кошками устроили молодые рабочие типографии, которые тем самым хотели отомстить своему жестокому и алчному хозяину за чрезмерную эксплуатацию их труда. Они рассуждали так: если кошки дороги хозяину, то рабочие должны уничтожить все то, что дорого их ненавистному господину. И хотя эта расправа была, с нашей точки зрения, ничем иным, как проявлением неоправданного зверства, но для самих участников кошачьего побоища это был справедливый суд. Убиваемых кошек судили, им зачитывали приговор, даже назначали исповедника.
В эпоху Возрождения в Европе возникает гуманизм. Тогда же появляются идеи гуманного отношения к животным. Наиболее образованные и прогрессивные мыслители того времени постепенно стали обращать внимание на проблему жестокого обращения с животными
Одновременно с этим впервые прозвучала критика традиционных философских идей, характерных для средневековой юриспруденции. На первый взгляд они имели радикальную форму.
В частности, Рене Декарт утверждал, что животные являются автоматами без чувств и разума. Иначе говоря, Декарт утверждал, что у животных нет души, а значит они неподсудны. Наличие у животных некоторых качеств, превосходящих человеческие, он объяснял направленным развитием определенных органов необходимых для выживания
В связи с этим Декарт считал, что изучать нужно органы, а не поведение животных, которое полностью подчинено анатомической структуре организма. Вопли, которые издает животное в процессе вивисекции, по его мнению, есть не что иное, как скрип плохо смазанного механизма, но никак не проявление чувств. Но, несмотря на «антигуманные» взгляды Декарта, основной его целью было донести до общества абсурдность судов над животными. Именно он и окончательно лишил животных любых прав, и снял с них любую ответственность.
Если Декарт попросту отказывал животным в том, чтобы у них была душа, то другие авторы Нового времени шли другим путем. К примеру, мнение Вольтера, известного своей критикой католической церкви, было созвучно идеям протестантов о том, что животные хоть и даны человеку во имя его блага, но требуют ласкового и уважительного отношения, поскольку они создания Бога.
Французы Декарт и Вольтер были католиками, но занимали критическую позицию в отношении католической церкви. Среди протестантских авторов господствовали еще более радикальные настроения. Протестанты в силу многих причин противопоставляли себя католической власти, поэтому они поддержали многие новаторские идеи, которые завоевывали все больше и больше приверженцев
Одной из таких идей была теория эволюции Ч. Дарвина, которая свидетельствовала о том, что рационализм и стремление объяснить все происходящее с естественнонаучных позиций стали основной чертой общественного сознания.
С конца XIX и к началу XXI веков наметился новый способ отношения к животным. Считается, что животные совершенно не имеют никакого разумного и даже душевного начала, поэтому они не несут никакой ответственности за свои действия. Кроме того, они во всем зависят от человека и нуждаются в его защите. Возникновение Организаций по защите прав животных стало продолжением более широкого процесса по защите прав различных социальных групп – женщин, детей, инвалидов, меньшинств и т.д. При этом практика защиты прав животных тесно связана с идеей о том, что животные являются «нашими братьями меньшими», т.е. существами, похожими на человека. В современной культуре вновь подчеркивается связь между человеком и животным, но на этот раз в новом смысле. Если в первобытной культуре люди рассматривали животных как модель для своего поведения (предки-тотемы), то в современной культуре люди определяют в качестве моделей для мира животных самих себя.
В заключении хочется сказать, что проблема образа животных в культурах современного мира еще слабо изучена, несмотря на то, что сейчас в отношении животных можно наблюдать, с одной стороны, жестокость и травлю, с другой – стремление их защитить, присущее, прежде всего, представителям природоохранных движений. Остро стоит проблема бездомных и безнадзорных животных в городах, оптимального решения которой до сих пор нет. Междисциплинарные исследования в данной области дадут возможность разработать адекватные программы, прежде всего, для изучения культурно-ценностных установок в обществе, что позволит разрешить существующие в данной области проблемы.

3

Начало темы :flag:


Вы здесь » Кинология в Саратове v.2.0.2. » архив закрытых тем » Кинология в гуманитарных науках