Группа исследователей из США и Германии показала, что дети и собаки демонстрируют гораздо больше сходства в социальных навыках, чем дети и шимпанзе — вопреки эволюционной близости человека и шимпанзе. Статья опубликована в журнале Animal Behaviour.

Согласно гипотезе культурного интеллекта, человек обладает уникальными, не встречающимися у других приматов социальными навыками кооперации и обмена знаниями, которые развиваются в раннем детстве. В предыдущих исследованиях было показано, что шимпанзе и двухлетние дети одинаково успешно справляются с тестами на общее когнитивное развитие — такими как тесты на понимание постоянства предметов и их свойств, пространственное мышление, внимание и память. Однако уже в возрасте двух лет дети превосходят шимпанзе по социальному интеллекту: более успешно кооперируются, лучше понимают ложность чужих убеждений (то есть обладают теорией сознания) и легче перенимают навыки у других.

В последнее время, однако, гипотеза культурного интеллекта — то есть представление об уникальности социальных навыков у человека — оспаривается исследованиями собак. Так, показано, что собаки не хуже детей умеют пользоваться невербальными сигналами и делают те же ошибки, что и дети, при поиске спрятанных объектов, ориентируясь на чужие коммуникативные сигналы. На основе таких исследований была предложена гипотеза «одомашненного социального интеллекта», в рамках которой сходство социальных навыков людей и собак объясняется их конвергентной социальной эволюцией.

Для проверки этой гипотезы авторы решили сравнить социальные навыки детей, собак и шимпанзе с помощью одинаковой серии тестов. В исследовании участвовали 552 собак разных пород, 105 двухлетних детей и 106 шимпанзе в африканских питомниках. Социальные навыки оценивали с помощью серии игровых тестов, в которых испытуемые должны были сообщать друг другу о спрятанных игрушках и лакомствах с помощью невербальных подсказок: например, показывая пальцем или глядя в нужном направлении. Кроме того, все испытуемые проходили одинаковые тесты на общее когнитивное развитие.

Оказалось, что дети, собаки и шимпанзе примерно одинаково справлялись с тестами на общее развитие. Однако социальные навыки давались детям и собакам гораздо лучше, чем шимпанзе. При этом паттерны индивидуальных различий в социальных навыках оказались более сходными у детей и собак. Дети и собаки, успешно справлявшиеся с каким-либо заданием, также успешно справлялись с похожими тестами, в то время как у шимпанзе корреляция между успешно выполненными тестами была совершенно другой. Это говорит о том, что структура социального интеллекта у людей и собак более сходна, чем у людей и шимпанзе. Как заключают авторы, это, по-видимому, связано с конвергентным эволюционным развитием социальных навыков у людей и собак. Иными словами, совместная эволюция людей и собак оказалась более сильным фактором, определяющим сходство социальных навыков, чем эволюционная близость человека и шимпанзе.

Софья Долотовская

Текст: https://nplus1.ru/news/2017/02/28/socialintelligence
_________________________
Прим. K9Science: В исследовании участвовали 552 собаки, в т.ч. 215 рабочих собак- помощников, 222 рабочие собаки по поиску взрывчатых веществ, а также 115 собак -компаньонов.

Исследование: L. MacLean, E Herrmann, S Suchindran, B Hare, 2017. Individual differences in cooperative communicative skills are more similar between dogs and humans than chimpanzees, Animal Behaviour, Volume 126, Pages 41-51