Если вы уже сталкивались с дрессировкой собак, то, наверняка, знаете хотя бы один из этих методов. Если же вы только познаете это увлекательное занятие, то вам тем более будет полезна статья. Ниже я расскажу об их основных отличиях, и мы сделаем вывод о том, какой способ дрессировки лучше использовать.
Мне очень понравилось, каким именно образом, рассказывала об этом Софья Баскина во время моего обучения в Школе Прикладной этологии. Поэтому, с ее позволения, в статье я буду использовать эти же наглядные примеры.
Для начала немного углубимся в историю.
Наверняка, вы знаете создателя «Теории высшей нервной деятельности» Ивана Петровича Павлова, и его знаменитый эксперимент с выработкой условного рефлекса у собаки.
Пес был зафиксирован в станке так, чтобы он не смог совершать никаких движений. В слюнную железу была вставлена фистула (трубочка), по которой выделяемая слюна могла стекать в специальный резервуар, благодаря которому, ученый мог подсчитать ее количество.
Затем перед собакой ставили тарелку с едой. Почуяв и увидев пищу, животное начинало выделять слюну. Это был безусловный рефлекс.После этого собаке начинали предлагать пищу вместе со звуком или световой вспышкой. Постепенно эти явления превратились для нее в условный рефлекс – то, что обуславливает безусловный. Теперь перед животным не нужно было ставить пищу для того, чтобы начала выделяться слюна, достаточно было подать звуковой сигнал или вспышку света.
Условный рефлекс стал ключевым понятием в Теории ВНД. И механический способ дрессировки основывается главным образом на ней.
Пока нам нужно выделить из вышеописанного главную мысль: В эксперименте собака являлась объектом. Не она что-то делала, а с ней делали что-то. Не она обучалась, а ее обучали.
Идем дальше.
За рубежом начинали свое развитие Сравнительная психология и Бихевиоризм. Стоит сказать, что учение Павлова было взято за основу и там, однако, бихевиористы выбрали несколько другое направление и подход в обучении животных, и изучении их рассудочной деятельности.
Эдвардом Ли Торндайком был создан «проблемный ящик».
В него сажали голодную кошку, закрывали дверцу на защелку, и ставили перед ящиком еду. Почувствовав запах, и увидев желанную пищу, кошка начинала предпринимать активные попытки выбраться: царапать дверцу, пытаться протиснуться через решетку, становиться на задние лапки. Рано или поздно ей удавалось задеть лапой защелку, открыть дверцу и добраться до еды. Эксперимент повторяли снова и снова, и с каждым разом кошка все быстрее справлялась в заданием, понимая, как ей нужно действовать.