DRAGON
[font color=red]Умеют ли животные думать ?[/font]
Вопрос, умеют ли думать животные, давно будоражил умеющих думающих людей. Ответ на него в разное время давался прямо противоположным: от признания сверхинтеллекта до полного отрицания какого бы то ни было, даже самого слабого ума. Последователи Декарта считали животных машинами, с которыми позволительно обходиться как угодно строго, не обращая внимание на визг и сопротивление. Сторонники другой крайности приписывали животным способность любить, страдать и рассуждать по-человечески. Более того - говорить. В одном древнегреческом трактате о земледелии рекомендовалось писать мышам письма, чтобы те поняли на каком поле им надлежит кормиться, а какие избегать, чтобы не причинять крестьянам ущерба. Письма следовало прикреплять к камням, причем так, чтобы они лежали написанными строчками вверх (по-видимому, для удобства прочтения).
В более поздние, религиозные времена животным было отказано в какой бы то ни было душе; ее наличие признавалось исключительно у человека. И только к середине XIX века на них стали смотреть другими глазами. Альфред Брем, например, придавал им вполне человеческий облик, считая честными или плутоватыми, решительными или неуверенными, гордыми или скромными, дружелюбными или враждебными ко всему свету и конечно - умными или глупыми. Например, коз Брем считал большими умницами, понимающими человеческую речь. Безнадежно тупыми - медведей, верблюдов и ежей. Не отказывал в проницательности лисицам и хорькам. А обезьян воспринимал как существ в высшей степени нервных, чьи умственные возможности "подавляются проявлениями необузданной страсти".
Некоторые зоопсихологи начала ХХ века шли еще дальше и рассуждали не о том, думают ли животные вообще, а о том, что составляет содержание их мыслей. Вот соображения одного из таких "исследователей" о мыслях, одолевающих льва при встрече с человеком: "Вот если бы я наверняка был уверен, - думает он, - что справлюсь с ним без ущерба для себя, я бы кинулся на него. Но кто его знает... А вдруг при нем какое-нибудь опасное оружие? Он так нагло смотрит на меня..."
Да что там говорить, даже мы, жители ХХI века, еще в школе проштудировавшие учение Дарвина, опыты Сеченова и Павлова, тем не менее не оставляем надежд подтвердить умственные способности наших домашних друзей. Особенно, когда становимся свидетелями их поразительного поведения.
Один дог, гуляя с хозяином, заметил, что тому становится плохо и он падает. Собака буквально подставила себя под падающего, не дав ему ушибиться, а затем, обнюхав лежащего без сознания хозяина, стала топтаться передними лапами по его груди. Прибывшие позже медики заявили, что, если бы не собака, делавшая пострадавшему массаж сердца, человек давно бы умер. Известна кошка, которая во время Второй мировой войны как минимум за четверть часа до сигнала сирены предупреждала хозяйку о приближении бомбардировщиков, выбегая в коридор и призывая ее спуститься в бомбоубежище, а убедившись в ее безопасности, мчалась к соседям, чтобы проделать то же самое.
Моя собака - Мэйсон, жутко боялась воды.
Щенком он забежал в озеро, испугался, начал тонуть, еле выбрался и с тех пор к воде подходить остерегался. Как-то мы всей семьёй отдыхали на речке. С нами был маленький сын моей сестры. Мальчик играл на мелководье и внезапно скрылся из вида. Мэйс бросился к воде, кинулся к тому месту, где играл ребёнок, нырнул и вытащил мальчика на поверхность. Потом, уже на берегу, долго бегал вокруг, лаял и переживал. Больше в воду он так и не заходил до конца жизни.
Часто спасали жизнь своих хозяев боевые кони; например, Александру Македонскому, по дошедшим сведениям, 9 раз. Таких случаев - тысячи. На слуху пример из недавней американской трагедии: собака спасла слепого из здания Международного Торгового Центра - потащила его по горящим лестничным пролетам и вывела на улицу.
Домашние животные чувствуют наше настроение, понимают интонации и вообще - смотрят на нас такими умными глазами. Неудивительно, что одна из распространенных фраз, передающая нашу веру в умственные способности домашних любимцев - "Он все понимает, только не говорит".
[font color=green]О пользе условных рефлексов [/font]
Как же понимать все эти орудийные способности животных, эту собачью преданность, умные глаза? Чем объясняется столь необычное поведение некоторых животных? Как ни странно - самыми обыкновенными условными рефлексами. Хотя почему обыкновенными? В отличие от рефлексов врожденных - жевательных, глотательных, половых, оборонительных - которые включаются автоматически и явно не относятся к области интеллекта, условные рефлексы значат для развития ума гораздо больше, чем принято думать. Сеченов, например, считал, что мысль - это всего лишь сложный условный рефлекс. Почему? Потому что мышление невозможно без памяти, а память определенных условий - это и есть условные рефлексы.
[font color=green]Дрессировка [/font]
Все, что называется дрессировкой, есть не что иное, как выработка у животных разнообразных условных рефлексов. В этом смысле можно сказать, что собака понимает значение слов: следуя команде "сидеть", она действительно садится на задние лапы. Ее "понимание" основано на временной связи между звуковым сигналом и поощрением.
Но условные рефлексы у домашних животных на первый взгляд не похожи на обычные. Например, хорошо воспитанная собака спокойно идет рядом с хозяином, не натягивает поводок, не бросается на встречных кошек, возвращается на зов, если ее пустили побегать, и вообще безукоризненно выполняет много разных команд - хотя хозяин не вознаграждает своего пса и не пользуется плеткой. Дело в том, что для высших животных, и особенно для домашних, подкреплением может служить не только пища или боль. Еще с детства собака усваивает, что с хозяином спорить бесполезно и самое благоразумное - ему подчиниться. Собака прекрасно понимает, когда хозяин ею доволен, а когда на нее сердится. Его похвала, сказанная ласковым голосом, поглаживание, почесывание за ухом вполне заменяют такой вид поощрения, как пища, а выговор, сделанный строгим голосом, действует не хуже удара хлыстом. В этом случае говорят об условных рефлексах второго порядка.
[font color=green]Пробы и ошибки [/font]
Давно замечено, что высшие животные - звери и птицы - умеют решать логические задачи. Правда, делают они это не с помощью логики, а методом "проб и ошибок".
[font color=green]Ассоциации [/font]
Кроме того, мозг птиц и млекопитающих имеет способность образовывать связи не только между случайным и жизненно важным сигналами, а и между двумя (и больше) малозначительными раздражителями. Такие "неразборчивые" связи - ассоциации - дают мозгу дополнительные чрезвычайно важные преимущества. Они позволяют животным познавать любые закономерности жизни, а значит накапливать знания о мире, в котором живут. В результате ассоциаций складывается определенная картина мира.
[font color=green]Озарение [/font]
А вот теперь речь пойдет о самом настоящем понимании. Никто не спорит, метод проб и ошибок достаточно хорош, но не всегда эффективен. Случайные, хотя и настойчивые попытки не гарантируют успеха. В конце концов может наступить момент, когда энергия животного иссякает - вот тут-то и начинается чисто логическая стадия решения задачи.
Впервые на это обратил внимание немецкий ученый В. Кёлер. Свои эксперименты он провел на человекообразных обезьянах - шимпанзе. Обезьяне предлагалась задача - достать гроздь бананов, подвешенных к потолку клетки. Рядом находились ящики, используя которые, можно было дотянуться до лакомства. Как повел себя шимпанзе? Досыта попрыгав и истощив все пришедшие ему в голову способы, он притулился в углу клетки и после некоторого "раздумья" поставил ящик на ящик, прыгнул на шаткое сооружение и шлепнулся на пол с наградой в руке.
[font color=green]Подражание [/font]
Конечно, озарение посещает животных не так уж часто (да мы и сами знаем, как редко в голову приходят стоящие идеи). Но если подобное случается у одиночки, остальные с готовностью перенимают полезное действие - и это тоже хорошо. Животное видит, как ведет себя собрат и берет удачные действия на вооружение. Это существенно расширяет знания о мире.
В Великобритании синицы научились пробивать фольговые крышки бутылок, которые молочники оставляют по утрам у дверей домов, и выпивать сливки. Вскоре это "преступление" стало обычным делом и по тут сторону Ла-Манша, на севере Франции, и в быстром темпе распространяется здесь с севера на юг. Тут явно проявило себя подражание. Одна синица этому научилась, другие переняли ее воровские повадки.
[font color=green]Ручное мышление [/font]
Сейчас точно известно, что человекообразных обезьян от других животных отличает "ручное мышление", благодаря которому и стало возможно "понимание". Можно сказать, что обезьяна мыслит руками. Это мышление в действии, оно зарождается в ходе ощупывания, разламывания и любого другого манипулирования объекта во время еды или игры. Обезьяна при этом внимательно всматривается в разрушаемый ею предмет и "постигает" механические связи между его деталями. Словом, обезьяна может понять только то, что можно потрогать руками и непосредственно обозреть. Это определяет ее мышление, но и ставит предел ее умственным способностям. Остальные животные не способны и на это. Это не означает, что другие высокоорганизованные животные лишены хотя бы зачатков интеллекта, но ручное мышление свойственно только обезьянам.
[font color=green]Язык [/font]
Конечно, как бы ни были впечатляющи достижения высокоразвитых животных в области мысли - к сожалению, они ограничены. Ограничены своей конкретностью. Для того чтобы думать абстрактно, необходимы обобщения, понятия, которые могут образовываться только при наличии языка. Поэтому понимание у шимпанзе рассматривают как узко ограниченное доязыковое мышление. То, что происходит в голове шимпанзе, значительно проще, чем те сложные процессы, которые протекают в мозге человека.
[font color=green]Дельфины[/font]
Многое в поведении дельфинов вызывает изумление и дает право причислить их к существам интеллектуальным. В первую очередь, это их умение к быстрому обучению, желание объединяться с представителями своего вида и умение плыть "строем", готовность помочь новорожденным и больным, выталкивая их на поверхность воды.
Главный вывод - дельфиний язык по своей структуре идентичен всем человеческим языкам. Был даже определен объем словаря дельфинов - до 14000 сигналов. Из них реально используется более 800. Кстати, зачастую людям тоже хватает 800-1000 слов для общения друг с другом, хотя в словаре их десятки тысяч. К тому же "речь" дельфинов очень быстрая, и, как считает, например, В. Марков, десятки лет профессионально изучавший язык этих необычных китообразных, "с точки зрения дельфинов, мы, представители рода людского, чрезвычайно тупые существа". Ведь это действительно пытка - иметь дело с собеседником, владеющим замедленной речью.
Конечно, нельзя сказать, что тайны дельфиньего интеллекта до конца раскрыты. Пока ясно одно - если эти животные и наделены способностью что-либо понимать, то они это делают иначе. Но "иначе" - не значит "хуже".
Автор: Мищанчук Н.В.
http://www.dogjournal.ru/tags/%F3%EC%ED … 1%E0%EA%E8