Кинология в Саратове v.2.0.2.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Кинология в Саратове v.2.0.2. » архив закрытых тем » как нарисовать собаку


как нарисовать собаку

Сообщений 11 страница 20 из 22

11

Строение собаки

http://uploads.ru/t/s/O/D/sODEq.gif

Посмотри внимательно на собаку, изображенную на рисунке 1. Чем ее внешний вид отличается от внешнего вида человека?

Во-первых, собака ходит на четырех конечностях. Вследствие этого у нее смещен центр тяжести. Он находится в широкой части грудной клетки, тогда как у человека — в области таза. Вокруг центра тяжести равномерно распределяется весь вес тела.

Во-вторых, у нее есть хвост, который является продолжением позвоночника.

В-третьих, у собаки вытянут череп и нет надбровных дуг.

В-четвертых, у нее нет ключиц. Вот, пожалуй, и все отличия. Шерсть считать не будем, мы же не виноваты, что нас так обделила природа.

А теперь попробуй сравнить свое тело с телом собаки. Посмотри на рисунок 2, на котором ты видишь человека, стоящего на четвереньках. При этом конечности у него расположены как и у собаки, изображенной на рисунке 1.

Обычно у начинающих художников возникают проблемы с рисованием ног животных: все суставы у них кажутся вывернутыми в противоположную, чем у людей, сторону. Но это только на первый взгляд.

Запомни: почти все животные, в отличие от человека, пальцеходячи, тогда как человек — стопоходяч. Передние и задние ноги у животных опираются только на пальцы. Кстати, очень многие люди называют всю ногу собаки лапой. Это неверно. Лапа — это только часть ее ноги с пальцами и подушечкой (рис. 3).

И на передних, и на задних конечностях собаки находятся по три подвижных сустава, а также суставы пальцев. Тебе надо запомнить, как они выглядят, это поможет в дальнейшем правильно рисовать ноги собаки.

http://uploads.ru/t/4/w/R/4wRIj.gif

Лопатки у собаки расположены не в одной плоскости, как у нас. Они образуют острый угол, почти отвесно опускаются к земле и соединяются с плечами. Плечо у собаки гораздо короче, чем у человека.
Таз у собак состоит из двух подвздошных костей, которые крепятся к позвоночнику, отходят назад и соединяются с бедром в тазобедренном суставе.
Локти собаки находятся на уровне нижней части грудной клетки. Колени — чуть ниже уровня живота, но не у всех пород (у борзых, например, они опускаются довольно низко)
Пятка человека опирается на землю, тогда как собачья пятка приподнята над ней, а плюсна (у нас — стопа) перпендикулярна земле. На рисунке 4,а ты видишь, как располагается нога спортсмена-бегуна перед стартом. А вот у собаки задняя нога находится в таком положении всегда (рис. 4,6). С передними ногами проще: там, где у нас ладонь (рис. 5,а), у собаки — пясть (рис 5,6).
У собак пальцы очень короткие по сравнению с нашими. Нам ими надо держать карандаш, а собакам — с их помощью бегать. Чем меньше пальцы, тем меньше площадь опоры, следовательно, лучше сцепление с землей. У собаки по четыре пальца на лапе. На передних ногах есть и пятые пальцы, но они приподняты к запястью и при беге никакой роли не играют.
На рисунке 6,а мы видим, как будет выглядеть человеческая рука, если ее поставить, как собачью лапу (рис. 6,6). На задних ногах у собак иногда бывают так называемые «прибылые» пальцы, но для многих пород они считаются недостатком. Поэтому при рисовании будем считать, что их нет.

Теперь, когда ты можешь без труда сравнить свое тело с телом собаки, можно не бояться, что ты будешь бездумно копировать натуру или фотографию. После вдумчивого сравнения у тебя наверняка появится желание нарисовать собаку, вырисовав ей каждый сустав. Постоянно упражняйся, прорисовывай все детали, и это непременно пойдет тебе на пользу.

http://uploads.ru/t/V/a/Z/VaZXf.gif

12

Делаем наброски

Собака бывает кусачей, а также бегающей, прыгающей, лающей, играющей... И наша задача все это запечатлеть на бумаге. Не нужно ждать, когда пес примет нужную тебе позу и замрет в ней на полчаса. А все время рисовать спящую собаку — неинтересно. Поэтому надо как-то приспосабливаться.

Расположись со своим планшетом и карандашом наготове недалеко от собаки-натурщика. Наблюдай. Старайся выявить основные линии движения животного. Самая главная — это линия позвоночника, от места соединения головы с шеей и до кончика хвоста. Потом — направление движения ног. Быстро нанеси эти линии на бумагу, очень быстро дорисуй к линиям плоть.

http://uploads.ru/t/H/A/i/HAi3Q.gif

На рисунках 7 и 8 примерно показано, как ты должен действовать. Собака изменила позу, ничего страшного, рисуй ее в таком положении рядышком с первым рисунком. Именно поэтому необходимо, чтобы лист был достаточно большой. Когда собака вернется к прежней позе, возвращайся и ты к первому рисунку.

http://uploads.ru/t/k/6/r/k6rMo.gif

Таким образом начинай рисовать столько рисунков, сколько поместится на листе. Постепенно все они обрастут плотью. Не расстраивайся, если что-то не получается. Работа художника замечательна тем, что почти всегда количество переходит в качество. Поэтому рисуй как можно больше.

Рисуя лежащую собаку (рис. 9), помни о ее ногах, возможно, невидимых цод шерстью. Представляй, как они сгибаются в суставах.

Старайся, чтобы рисунки не «наезжали» один на другой, но если не получается — ничего страшного, это же только тренировка. В конце концов, тебе необходимо нарисовать и запомнить деталь. А тут все средства хороши.

Ни в коем случае не копируй натуру. Сверяй строение собаки со своим, прочувствуй движение каждой конечности. Прорисовывай невидимые дальние ноги, и все те части тела, которые не видны на рисунке. Покажи самому себе, что они есть, и в это поверит зритель, когда ты закончишь свою работу над рисунком.

На своих первых набросках лучше не вытирай вспомогательные линии, пусть наброски хранятся как есть, они пригодятся тебе позже, хотя бы для сравнения старых работ с новыми.

http://uploads.ru/t/v/F/h/vFhYE.gif

13

Реалистическое изображение собаки
Начнем!

Шерсть
Голова
О перспективе
Собака в движении
Глаза, нос, уши и лапы

Шерсть
Самое сложное в рисовании животных — это достоверно изобразить шерсть. Причем неважно, каким материалом ты пользуешься — карандашом или краской,— все равно сложно. Мы работаем карандашом, поэтому остановимся только на нем.

Прежде всего шерсть всегда нужно рисовать по направлению ее роста — то есть начинать штрих следует от корней волос и вести его до их кончиков. На рисунке 29,а показано, как растет шерсть. Основное направление — от носа до пяток (скакательного сустава).

http://uploads.ru/t/u/X/T/uXTZa.gif

Длинную шерсть рисуют так же, только в этом случае следует иметь в виду, что здесь еще есть и очесы: на ушах, передних и задних (штаны) ногах, под грудью и животом (рис. 29,6).

Посмотри на рисунок 30,а. Это первый слой будущего шерстного покрова. Здесь стрелкой указано направление штриха. Не старайся, чтобы он был ровным, даже лучше, если будет дугообразным.

http://uploads.ru/t/Z/C/g/ZCg74.gif

На следующем этапе (рис. 30,6) поверх первого слоя накладывай второй такой же, но с небольшим уклоном. Пересекающиеся штрихи будут играть роль теней между прядками шерсти, а просветы между их пересечением будут казаться кончиками шерстинок.

Таким образом заштриховывай все тело собаки, не забывая о светлых и темных местах. Чтобы выделить отдельные прядки, разбросай по шерсти затемненные треугольники — между прядями получится более глубокая тень (рис. 30,в).

На рисунке 31 показано, как примерно должен выглядеть конечный результат.

http://uploads.ru/i/m/s/x/msxMZ.gif

Длинную шерсть рисовать сложнее, но нет ничего невозможного. Постоянно практикуясь, ты сможешь добиться отличных результатов.

Какой бы длинной ни была шерсть, ты должен четко представлять строение собаки под ней (рис. 32,а). Представил? Начинай наносить легкими штрихами контур будущего шерстного покрова (рис. 32,6). На самом деле у длинношерстной собаки на всем теле шерсть неодинаковой длины. У нашей собаки шерсть очень короткая на морде. Затем очень легко и быстро, не напрягаясь, несколькими штрихами отметь свисающую шерсть, обязательно по направлению роста (рис. 32,в). У колли на шее белый воротник, поэтому не забудь о самых светлых местах — их не стоит трогать.

http://uploads.ru/t/V/7/w/V7wJy.gif

Чтобы облегчить себе работу, нужно научиться воспринимать шерсть не как множество волосков, а как отдельные прядки или локоны. Затушуй места, где должна быть тень, а также более темную шерсть (рис. 32,г). Проверь еще раз, правильно ли лежат локоны. И только теперь можно приступать к детальной проработке. Волнообразными линиями начинай наносить шерстинки (рис. 32,д). Они не должны быть параллельными, верхние прядки должны перекрывать нижние. Не слишком налегай на карандаш, иначе шерсть получится не естественной, а декоративной.

И последнее. Можно немного осветлить ластиком пряди в тех местах, где они изгибаются, то есть «добавить объема» (рис. 32,е). Маленький секрет: кончики прядей в тени будут светлыми, а на свету — темными.

На рисунке 33 показана поэтапная работа над портретом собаки. Сначала делаем легкий набросок (рис. 33 а,б). Прорисуем детали — глаза, рот, нос и т.д. (рис. 33,в). Затем затушуем те места, где должны быть тени или самая темная шерсть (рис. 33,г). На рисунках 33 д,е видна работа над шерстью. Портрет собаки готов.

http://uploads.ru/t/0/Q/B/0QBqE.gif

14

Голова

С чего начнем? Прежде всего уясним, что голова собаки, как впрочем и все ее тело, может быть условно поделена на множество геометрических фигур. Предлагаю самый простой способ нарисовать морду собаки в профиль. Сначала нарисуем овал (рис. 10,а). Это будет лоб. Чуть пониже и в стороне — еще один, соприкасающийся с первым (рис. 10,6). Это — морда. Соединим один овал с другим плавной линией лба, а на конце второго овала пририсуем мочку носа в виде выступающего треугольника (рис. 10,в).

В месте соединения овалов нарисуем «листик» глаза, а под серединой второго овала уголок губы (рис. 10,г). Даже у профессиональных художников (не анималистов) иногда возникают проблемы с рисованием собачьего рта. Тут важно понять его устройство. Об этом мы поговорим чуть позже.
Через мочку носа и глаз проводим прямую линию — до затылка. Посередине между глазом и затылком на этой линии крепится ухо (рис. Ю,д). Заметь, что нос, глаз и ухо лежат на одной линии. Это правило наблюдается почти у всех животных.

http://uploads.ru/t/x/W/P/xWP8I.gif

И наконец прикрепляем голову к шее. Не забывай, что шея у собак к основанию немного расширяется. Осталось убрать лишние линии (рис. 10,е).

Отвлечемся ненадолго и рассмотрим устройство собачьего рта. Как известно, губы нужны для того, чтобы не высыхала слизистая рта, а также для прикрытия зубов. У человека зубы небольшие, а значит, и губы маленькие. Собаке же в наследство от дикой жизни достались крупные хищные зубы и ужасные клыки для удержания добычи. Для прикрытия таких зубов и губы нужны побольше. Нижняя губа у собак не впечатляет, а вот верхняя стоит особого рассмотрения.

На рисунке 11,а губы показаны жирной линией. Пунктиром указано место крепления верхней губы к челюсти.

http://uploads.ru/t/I/g/l/IglON.gif

В зависимости от породы и под воздействием силы тяжести верхняя губа у собак опускается, бывает, гораздо ниже нижней челюсти. Из-за этого у собаки виден только уголок, в котором верхняя губа переходит в нижнюю и оттягивает ее.

Собаки не имеют потовых желез, поэтому вынуждены охлаждаться с помощью рта. Дыша через рот, собака растягивает губы назад так, что они почти достают перпендикуляра, опущенного вниз от дальнего уголка глаза. При этом мы видим, как немного отвисает и уголок нижней губы. Обрати внимание, как собака открывает рот: здесь, как рычаг, двигается вся челюсть, а не только подбородок (рис. 11,6).

А еще собака умеет скалиться. При этом верхняя губа ее поднимается, обнажая клыки (рис. 11,в). Рисуя оскаленную собаку, не забудь, что у нее по шесть резцов на каждой челюсти (резцы — это маленькие зубы между клыками).

Но это только профиль. Сложнее рисовать портреты анфас или вполоборота. Появляются неизбежная симметрия и ее искажение при действии законов перспективы.

15

Анфас. Советую тебе тренировать глазомер, но для начала ты можешь пользоваться схемой, представленной на рисунке 12. С ее помощью выполним несложное упражнение: нарисуем анфас собаки какой-нибудь породы. Рисуем круг, делим его вертикально пополам осевой линией (рис. 12,а), которую затем делим на три равные части. От нижней проводим вверх наклонные линии, примерно 30 градусов к осевой (рис. 12,6). На этих линиях будут находиться мочка носа, внутренние края глаз и ушей. Глаза помещаются под верхней горизонтальной линией. Рот — между краем окружности и нижней горизонталью (рис. 12,в).

http://uploads.ru/t/Y/h/u/Yhuq9.gif

У всех собак на лбу есть небольшое углубление, которое хорошо видно в анфас. Если у собаки тяжелые висячие уши, то они натягивают кожу головы и начинаются гораздо ниже обычных ушей. В этом случае рисуй их на верхней горизонтальной линии или ниже ее (рис. 12,г).

Таким способом можно нарисовать любую породу. Запомни: чем крупнее порода, тем мельче глаза (рис. 12,д).

Теперь посмотри на рисунок 13. Те же самые овалы, которые мы использовали для рисования профиля (см. рис. 10), представь приплюснутыми сферами. Именно поэтому на рисунке 13,6 они находят друг на друга.

Рисуя портрет вполоборота, сразу наноси осевую линию, проходящую по центру лба и морды (рис. 13,в). В конце этой линии находится мочка носа, которую пока можно наметить небольшим овалом.

http://uploads.ru/t/1/K/X/1KXFU.gif

Никогда не приступай к прорисовке деталей до того, как легкими линиями не нанесешь общий вид животного!

На пересечении сфер на одинаковом расстоянии от осевой линии находятся глаза (рис. 13,г). Только правый глаз в нашем случае не виден, видна только бровь над ним. Под центром нижнего овала рисуем уголок рта, а за глазом «крепим» ухо (рис. 13,д). Рисуем дальше. Убираем лишние линии (рис. 13,е). Теперь можно приступать к прорисовке деталей.

На рисунке 14 представлены несколько собачьих портретов. Верхний справа нарисован гелевой ручкой.

http://uploads.ru/t/d/7/Z/d7ZSn.gif

16

О перспективе

Перспектива — это оптический обман, благодаря которому более удаленные от нас предметы кажутся нам меньше, чем ближние. Все сходящиеся линии, которые ты видишь на рисунке 15, были бы параллельны, если бы мы рисовали голову собаки в анфас. Если продлить их дальше, они в конце концов соединятся в точке схода на горизонте.

В собачьем портрете, как и в портрете человека, присутствуют всё те же законы перспективы. Казалось бы, такое небольшое расстояние можно было и не заметить. И тем не менее перспективному искажению подвержена даже мочка собачьего носа.

Для начала можешь пользоваться вспомогательными перспективными линиями, но все же старайся развить в себе чувство перспективы. В портрете собаки дальние от нас глаз, ухо, даже ноздрю рисуем мельче ближних. Соответственно расстояние от глаз до осевой линии тоже будет изменено, как и расстояние всех деталей ближней части головы, — здесь всё будет казаться крупнее.

http://uploads.ru/t/a/J/w/aJwgv.gif

Теперь рассмотрим общий вид. Когда собака стоит вполоборота к нам, ее тело тоже подвергается перспективному сокращению (рис. 16). В этом случае необходимо научиться мысленно заключать животное в воображаемый параллелепипед, верхняя плоскость которого проходит по спине, а нижняя — соединяет все четыре лапы. Эти плоскости параллельны друг другу, но в перспективе все линии воображаемого параллелепипеда стремятся сойтись в точку схода. Следовательно, передняя часть тела, находящаяся ближе к нам, на рисунке будет крупнее, чем задняя.

Здесь также важно правильно выявить точку обзора. На рисунке 16 мы видим собаку немного сверху, значит, осевая линия будет идти здесь по спине (она отмечена черной линией).

Собака бежит, и в параллелепипед достаточно заключить только туловище (рис. 17). Если она бежит к нам, то больше передняя часть тела. Соответственно, передние лапы больше и длиннее задних (рис. 17, а).

http://uploads.ru/t/9/x/O/9xOo2.gif

Когда собака бежит от нас, то крупнее задняя часть тела (рис. 17,6). На этом рисунке высоко поднятые задние лапы позволяют рассмотреть осевую линию, проходящую по животу.

Больше наблюдай, и тебе со временем несложно будет нарисовать перспективное сокращение.

17

Собака в движении

Чтобы нарисовать собаку в движении, недостаточно одного только знания строения статичного скелета. Нужно четко представлять себе, как работают у нее те или иные суставы. Поговорим об основных из них.

Позвоночник у собак не такой гибкий, как у кошек, но тем не менее при беге он изгибается достаточно заметно. На рисунке 18 показаны максимальные фазы изгиба позвоночника при беге. Позвоночник может сгибаться и в стороны, но не слишком сильно,— когда собака лежит, свернувшись калачиком, или чешется.

http://uploads.ru/i/4/E/f/4Ef3t.gif

В отличие от наших, суставы конечностей собак могут двигаться лишь вперед и назад, и не могут — в стороны. Так удобнее бегать на четырех ногах.

Передние ноги собаки двигаются вместе со скрытыми под мышцами плечами, поэтому, когда у нее лапа вытягивается для шага, вперед идет и плечо. На рисунке 19 ты видишь схему движения передней ноги.

http://uploads.ru/i/Y/7/w/Y7wEN.gif

В задних ногах неподвижна лишь подвздошная кость. Она двигается вместе с позвоночником. Бедро собаки скрыто под мощными мышцами, но все равно его движение очень хорошо видно. Когда собака бежит, у нее очень заметно выгибается задняя часть позвоночника. Этот прогиб позволяет забросить заднюю ногу далеко вперед. На рисунке 20 изображены схема движения задней ноги и изгибы позвоночника (широкая черная линия).

Чтобы правильно рисовать у собаки лапы, рассмотрим их пропорции, которые изображены на рисунке 21. Даже если лапа короткая, как у бульдога, пропорции все равно остаются теми же.

Запомнив, как работают те или иные суставы собаки, ты сможешь легко запечатлеть животное в любых позах, и ни одна из них не покажется тебе сложной для рисования (рис. 22). На первых порах обязательно прорисовывай тонкой линией дальние, невидимые ноги, чтобы они не оказались торчащими неизвестно откуда.

http://uploads.ru/t/f/4/m/f4mMp.gif

18

Глаза, нос, уши и лапы

Глаза — зеркало души. Собачьей в том числе. Они могут выражать чувства, присущие всем живым существам: радость, страх, упрек, любопытство.

Глаз собаки по форме напоминает лист дерева (рис. 23). Он более округлый, чем человеческий. Весь разрез глаза занимает радужная оболочка. Она обычно имеет карий цвет — от светлого до почти черного. Белки становятся видны только тогда, когда собака смотрит в сторону или поднимает глаза вверх. Зрачки у нее, как и у всех животных, могут расширяться в темноте и сужаться на свету.

http://uploads.ru/t/3/M/u/3MuUa.gif

Чтобы показать усталую или сердитую собаку, достаточно прикрыть ее зрачки верхними веками (рис. 24,а). Дружелюбие и любопытство можно показать, нарисовав у собаки широко открытые глаза (рис. 24,6). Широко открытые и смотрящие в сторону глаза с уменьшенными зрачками (рис. 24,в) указывают на страх. Собака всегда старается отвернуть голову от того, что ее пугает, но взгляд при этом она направляет именно на источник страха.

http://uploads.ru/i/U/0/h/U0hHv.gif

Собачий нос лучше мысленно разбить на составляющие геометрические фигуры, не забывая при этом о перспективе (рис. 25).

http://uploads.ru/t/9/J/A/9JAhd.gif

Собака, пожалуй, может занять достойное место в книге рекордов Гиннесса по разнообразию форм ушей (рис. 26). Каких их только нет: маленькие стоячие, огромные висячие, в шерсти и без, даже купированные (обрезанные по стандарту породы). Нужно помнить одно: чем тяжелее уши, тем ниже они находятся на черепе, так как растягивают кожу головы.

http://uploads.ru/i/G/5/X/G5XSF.gif

На рисунке 27 приведены схемы рисования собачьей лапы. Средние два пальца покрупнее и повыше, боковые — поменьше и сдвинуты чуть назад.

http://uploads.ru/i/R/O/5/RO5Hh.gif

На рисунке 28 мы видим собачьи лапы, изображенные в разных ракурсах.

http://uploads.ru/t/5/C/1/5C1nW.gif

19

Рисуем собаку

А теперь давай попробуем нарисовать собаку целиком. Пусть это будет ирландский сеттер.

Сначала сделаем легкий набросок, достаточно нескольких штрихов без прорисовки шерсти. Сразу выявляй осевую линию как основополагающую в движении собаки (рис. 34,а). Потом обозначь контуры спадающей шерсти.

Не забудь о мелких деталях — нос, глаза и т.д. (рис. 34,6).

Учитывая, откуда падает солнце, отметь самые темные места (рис. 34,в). Следующий этап — нанесение полутеней (рис. 34,г). Теперь можно начинать заниматься прорисовкой шерсти.

Следя за объемом собачьих форм, нарисуй шерсть. Штрихи должны идти по направлению ее роста (рис. 34,д).

На последнем этапе можно немного поработать ластиком, выделяя блики на шерсти. Также можно затемнить места между особо выделяющимися прядями (рис. 34,е). Каким образом могут выделяться пряди, увидишь, наблюдая за животными или присматриваясь к своим волосам.

http://uploads.ru/t/Q/g/5/Qg5Vn.gif

20

Типы поведения собак

Для передачи своих чувств, кроме выражения глаз, собака активно пользуется так называемым языком тела. То есть своим поведением, движениями она может передать информацию о ее чувствах и желаниях. Художнику просто необходимо знать основные типы поведения собаки. Иначе он может нарисовать пса с испуганными глазами и высоко поднятым хвостом, что в собачьей жизни несовместимо.

На рисунке 35,а изображено явное подхалимство собаки или приглашение поиграть с ней. Передние ноги до локтей почти лежат на земле. Задние стоят с поднятым кверху крупом. Губы ее растянуты в ухмылке, а хвост виляет.

http://uploads.ru/t/N/i/f/NifFE.gif

Рисунок 35,6 — у собаки вытянутые, негнущиеся ноги, скованная походка, голова и хвост высоко подняты. Пес готов сразиться за даму сердца. Или же охраняет территорию.

Рисунок 35,в. Собака напугана или чувствует себя виноватой. Голова опущена ниже плеч, спина «горбом», ноги — полусогнуты, хвост находится между задних ног.

Рисунок 35,г. Удивительно, но позу «Не подходи — покусаю!» понимают все, даже без дополнительной расшифровки.

Рисунок 35,д. «Что это там такое интересное?! Сейчас побегу посмотрю!» Собака всем своим видом показывает явную заинтересованность чем-то.


Вы здесь » Кинология в Саратове v.2.0.2. » архив закрытых тем » как нарисовать собаку